Законодательство субъектов Российской Федерации как источник муниципального права

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Кроме того, данная норма является еще одним подтверждением тезиса о том, что местное самоуправление является одной из форм власти народа России: из данной нормы следует, что в совокупности лица, в той или иной форме осуществляющие местное самоуправление, составляют народ Российской Федерации.

Среди актов федерального уровня особое место принадлежит решениям судебных органов. Традиционно судебный прецедент не считался в России источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль, т.к. благодаря им, прежде всего, преодолеваются различные правовые коллизии в организации местного самоуправления, связанные с принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ. Необходимо иметь в виду, что официальное, формально-юридическое отношение к судебной практике остается пока прежним: формально она не признается источником российского права. Однако можно говорить о радикальном изменении отношения ученых и практиков к этому дискуссионному вопросу: прецедент и в целом судебная практика в качестве источника права получают все более широкое признание.

Достаточно широкой компетенцией в сфере местного самоуправления обладают субъекты РФ. Основные вопросы местного самоуправления регулируются ими в конституциях и уставах. Поскольку детализация таких положений в названных актах невозможна и (или) неодинакова по субъектам РФ, то немалая "нагрузка" правового регулирования приходится на законы субъектов РФ.

В значительной степени это касается вопросов экономической основы местного самоуправления, которая в настоящий момент недостаточна для самостоятельного функционирования. Так, Федеральный закон Российской Федерации |Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ст. ст. 60 - 61 указывает на необходимость принятия законов субъектов РФ, регулирующих вопросы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты также составляют правовую основу местного самоуправления.

Среди локальных нормативных актов, являющихся источниками муниципального права, на первом месте стоит Устав муниципального образования.

Устав - это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовой статус муниципальных образований. Устав имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, он носит локальный характер:

· - создается на основе федерального и регионального законодательства;

· - не должен противоречить федеральному и региональному законодательству;

· - действует только на территории соответствующего муниципального образования.

С другой стороны, это:

· - документ высшей юридической силы на данной территории;

· - все другие муниципальные нормативно-правовые акты принимаются на его основе и во его исполнение;

· - все другие акты не могут ему противоречить под страхом признания недействительными.

Устав муниципального образования принимается на референдуме непосредственно населением или выборным представительным органом местного самоуправления. Устав проходит государственную регистрацию либо в органах юстиции, либо в высшем законодательном органе субъекта федерации.

В зависимости от своих юридических свойств правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащие общие правила поведения и индивидуальные акты.о

Правовые акты представительных органов местного самоуправления именуются решениями. Порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются в уставе муниципального образования. В этих актах традиционно определятся кворумы для принятия решений и для преодоления "вето" главы муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: