Тема 13. Международное воздушное право

Термины

Регулярные воздушные полеты - полеты гражданских воздушных судов по договорным линиям между одними и теми же пунктами назначения двух или более государств, совершаемые специально назначенными авиапредприятиями Ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. предусматривает, что регулярные полеты осуществляются над территорией или на территорию государства по специальному разрешению и в соответствии с условиями такого разрешения. Право на Р.м.п. и их регламентация закрепляются в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении. Эти полеты могут осуществляться т.ж. на основании временных разрешений, которые в дальнейшем заменяются межправительственными соглашениями. Разрешительный порядок Р.м.п. лежит в основе всех двусторонних соглашений о воздушных сообщениях. Такие полеты выполняются только с коммерческими целями, т.е. в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты. Частота Р.м.п: либо устанавливается в межправительственных соглашениях, либо ее согласование поручается назначенным авиапредприятиям с последующим утверждением ведомствами гражданской авиации. Полеты выполняются по установленным маршрутам (трассам).

Нерегулярные воздушные полеты - разовые полеты гражданских воздушных судов, не занятых в регулярных международных воздушных сообщениях. Положения, относящиеся к Н.м.п., содержатся в ст. 5 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., в которой предусматривается право осуществлять нерегулярные полеты на территорию государств — участников Конвенции или транзитные беспосадочные полеты через их территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. Кроме этого такие воздушные суда пользуются привилегией принимать на борт, высаживать пассажиров или выгружать груз и почту при условии, что государство, где производится эта погрузка или выгрузка, имеет право устанавливать такие правила, условия или ограничения, какие сочтет необходимым. На практике большинство государств устанавливают разрешительный порядок выполнения коммерческих перевозок при осуществлении Н.м.п. На территорию РФ Н.м.п. совершаются только по специальному разрешению. Н.м.п. подразделяются на дополнительные, чартерные и специальные.

права, предоставляемые авиатранспортным предприятиям (как правило, на основе соглашений о воздушном сообщении между государствами) осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты.

«Права и свободы воздуха» подразделяются на несколько видов:

первая и вторая — право осуществлять транзитный полёт без посадки (первая «С. в.») или с посадкой в некоммерческих целях (вторая «С. в.») на территории государства, предоставляющего это право. Эти «С. в.» носят вспомогательный характер, обеспечивая перевозки в третьи страны через государства, лежащие на маршруте полётов.

Третья «С. в.» заключается в праве высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, национальной принадлежностью которого воздушное судно является;

четвёртая «С. в.» — в праве принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию такого государства, а также адресуемые туда же грузы и почту. Эти «С. в.» обеспечивают выполнение перевозок между странами-партнёрами по соглашению и, как правило, отдельно друг от друга не предоставляются.

Пятая «С. в.» означает право принимать на территории страны-партнёра по соглашению пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства, а также адресуемых туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране-партнёре по соглашению. Для реализации этого права должны быть заключены соглашения также и с этими странами.

Шестая «С. в.» — право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между двумя иностранными государствами через свою территорию,

седьмая — право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между двумя иностранными государствами, минуя свою территорию,

восьмая — каботаж-перевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же иностранного государства (предоставляется редко и только по особому разрешению).

Первые пять «С. в.» были сформулированы в подписанных в Чикаго (США) 4 декабря 1944 соглашениях «О международном транзитном воздушном сообщении», «О международном воздушном транспорте». Остальные «С. в.» сложились на практике. СССР не участвовал в чикагских соглашениях, но использовал принятое деление коммерческих прав на «С. в.» при заключении двусторонних соглашений о воздушном сообщении с другими странами.

Эксплуатант воздушного судна - физическое или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушного судна на основании права собственности, договора аренды или других правоустанавливающих документах. Эксплуатантом может быть также государство или международная организация, например, ООН, если они непосредственно руководят эксплуатацией воздушного судна.

Задачи

1. Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск – нерегулярные воздушные перевозки

б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в

Ганновер- регулярные воздушные перевозки

в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Новоси­бирска в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп - регулярные воздушные перевозки

г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состо­ятельных людей - нерегулярные воздушные перевозки

2. Международное воздушное сообщение складывается из двух разных по своему содержанию сфер, и обе они регулируются международными соглашениями.
Одна сфера составляет отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и общих вопросов организации международных полетов воздушных судов, а также деятельности Международной организации гражданской авиации, которая является специализированным учреждением ООН. Эти общие вопросы международного воздушного сообщения получили свое решение в рамках Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Она создает правовую базу для соглашений об установлении сообщения между конкретными государствами. Межправительственные соглашения об установлении воздушного сообщения, в свою очередь, исходя из принципа суверенитета государств в отношении своей территории и воздушного пространства, определяют авиационные предприятия, которые могут осуществлять перевозки, их коммерческие права и обязанности, устанавливают воздушные линии, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, регламентируют тарифы на перевозки, порядок расследования происшествий, таможенные, налоговые и иные условия воздушного сообщения.
Другая сфера составляет отношения между авиационными предприятиями (перевозчиками) и их клиентурой, связанные с воздушной перевозкой пассажиров, грузов и багажа. Имеющиеся в этой области соглашения являются многосторонними и носят глобальный характер. Они содержат унифицированные гражданско-правовые нормы об условиях договора международной перевозки, в рамках которого достигается цель транспортных операций - перемещение грузов и пассажиров к месту назначения. Эти отношения являются предметом регулирования международного частного права

3.Ребенок, родившийся на территории государства, где доминирует право почвы, у родителей- иностранцев получает два гражданства: гражданство родителей и гражданство того гос-ва, на территории которого он родился.

4. Нет, не обязано. При рассмотрении не будут данные обстоятельства учитываться, как смягчающие.

5. Должны была применяться гл. 7 Устава ООН (где гово­рится о принудительных мерах), считая, что «нежелание со стороны ливийского правительства показать посредством конкретных дейст­вий свое осуждение терроризма, представляет угрозу международному миру и безопасности».

6.. Терроризм всегда имеет свою специфику.

Нормативно-правовыми актами специализированного характера в качестве правовых международных мер по борьбе с терроризмом являются, прежде всего, такие «воздушные» конвенции, как:

1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.):

«Плюсы»: четко определена юрисдикция договаривающихся государств, права и обязанности государств, полномочия командира воздушного судна.

«Минусы»: нет указания на то, что является необоснованной задержкой воздушного судна, пассажиров, экипажа или груза.

1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.)

«Плюсы»: есть ясное и точное определение того, что будет являться преступлением с воздушным судном, а, следовательно, какие действия будут иметь террористический характер.

1. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.):

«Плюсы»: определение преступления с воздушным судном, которое было дано в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.) здесь имеет более развернутый вариант и учитывает все возможные случаи.

«Минусы»: Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной и полицейской службах.

В данном казусе с точки зрения международного терроризма страны вправе применять Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.), Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.)

США правомерно действовала в рамках Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: