Глава 1. Богословские словари

Про современные православные словари я уже рассказывал: в них поче­му-то понятие души отсутствует, а если присутствует, то на уровне «Настав­ления в законе Божием». А это значит, что они дословно повторяют слова: «Тело человека Бог сотворил из земли и вдунул в лицо его душу разумную, свобод­ную и бессмертную. Этою душою Бог уподобил человека Себе и отличил от животных неразумных» (Наставление, с. 7—8). И этим ограничиваются.

Или дают некое подобие определения, которое в действительности ни­чего не определяет, а лишь будит множество вопросов. К примеру, опреде­ление из «Православного словаря» для школьников Я. Шилова:

«Душа человеческаябессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Человек есть существо, образуемое единством тела и души (духа)».

Если душа есть образ, то что такое образ? Очевидно, совсем не то, что я обычно понимаю под этим словом. И откуда идет такое понимание души?

Я уже много говорил о том, что для всей современной русской культу­ры свойственно забвение души, и богословские словари лишь отражают наше общее мировоззрение, которое, безусловно, задается какими-то духовными вождями нашего общества. Какими?

Я очень плохо знаю Церковное сообщество. Но среди интеллигенции одним из таких вождей определенно был в советскую эпоху Сергей Аверин-цев. Я даже не знаю, как определить его по виду деятельности: философ? Литературовед? Теолог? Кумир интеллигенции? Во всяком случае, имя его полагалось произносить с придыханием, поскольку он даже в ТЕ времена не сдавался и говорил о запретном. Вел «войну» и применял «военные хитрос­ти» против властей, диссидентствовал, короче. Но не политически, а, ско­рее, религиозно.

Среди прочего, Аверницев создал и Богословский словарь «София-Ло­гос», который, между прочим, открывает словами благодарности руковод­ству Киево-Могилянской Духовной Академии за хорошее к себе отношение. Иначе говоря, словарь этот может считаться вполне одобренным Церковью.

И словарь этот, надо отдать ему должное, очень духовный и очень иудео-библейский. И в нем все есть, даже Дух Святой. Вот только душа Сергея Аверинцева почему-то не интересовала совсем... Наверное, по понятиям со­ветской интеллигенции, у них с душой проблем не было.


Круг пятый. Теология, или БогословиеСлой первый

Зарубежные словари, которые сейчас распространяются в России, го­раздо подробнее. «Библейская энциклопедия Брокгауза» Ринекера и Майера пишет о душе так:

«Душа. В Библии слово "душа " имеет различные значения. По мере разви­тия библейского религиозно-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В Ветхом Завете душа обозначается древнееврейским словом нефеш — "дышащая ", "воздыхающая "; в Синодальном переводе это слово (так же как и руахдух) иногда передается как "дыхание ". Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный про­цесс: 1) из этого следует, что под душой в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;

2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого
живого существа
как человека, так и животного,причем чаще всего оно
встречается вместе со словом "живая". Таким образом, слово "душа" стало
обозначать человека как такового, человека в целом.

Выражение "душа моя " может выступать в значении "я ", что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении. Слово "душа" может также иметь значение "кто-то ". Следовательно, и о мертвом человеке можно сказать как об умершей душе.

б) выражения "душу мою ", "душу его " и так далее нередко имеют значение
"себя ", поскольку в древнееврейском языке возвратное местоимение отсутствует;

в) если считать, что душа означает не только сущность, поддерживающую
в человеке жизнь, но и человека в целом, то станет понятным смысл таких
выражений, как "укреплять душу", "хранить души" или "сохранить душу".
В последнем случае очевидно тождество понятий "душа " и "человек в целом",
которое показано с помощью обычного в библейском языке "параллелизма"—
повторение одной и той же мысли в двух разных выражениях.

"Человек в целом " подразумевается и тогда, когда говорится о том, что душа жаждет, алчет, насыщается; голодает, утомляется, скорбит или подкреп­ляется, отвращается или оскверняется вкушением запретной пищи. Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом "указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность. Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом.

3) целостность личности предполагает тождество души и силы, формиру­
ющей жизненный процесс, то есть саму жизнь. Эта жизнь находится в руках
Божьих. Он может взять душу
жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни
люди опасаются за свою душу.

Спасти душу означает вывести из опасности свою жизнь; уловить душу иногда означает убить кого-либо. Таким образом,утрата душиэто не что иное, как смерть человека: душа умирает, ее истребляют, обрекают на смерть. Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих. Человек порой не доро­жит своей душой, но душа может быть избавлена, спасена. Поэтому возвраще­ние души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение; об


Глава 1. Богословские словари

угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение "воды дошли до души моей ". Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом.

Об исходе души из тела в Ветхом Завете говорится по-разному: например, в Игр 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соответствии с тем, что душу связывали с процессом дыхания), а в ПС 140:8; Ис 53:12 гово­рится, что душа "вытряхивается ", то есть исторгается силой.

Носителем "животной", то есть "жизненной" души (нефеш) считалась кровь. Кровь даже приравнивается к душе, поэтому кровопролитие и употребле­ние крови в пищу запрещены человеку. Другое библейское название душинеша-ма, то есть "дающая дыхание ". Согласно этому понятию, при сотворении чело­века душа была "вдунута" в него Богом (Синодальный перевод"дыхание жизни "); душа является "светильником Господним " в человеке, она испытыва­ет "все глубины его сердца ". Душа также именуется "дыханием Вседержите­ля". Именно нешама, согласно древней иудейской традиции, является бессмерт­ной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;

4) душа человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа "
может быть заменено словом "сердце ", которое будет иметь то же значение.
Душа страдает, томится и радуется, мучается, любит, она нуждается в утеше­
нии и получает его. Душа проявляет желания, подвергается терзаниям и уны­
нию, таит злые чувства или выражает их. Душа порой скорбит; (в Синодаль­
ном переводе
"истаивает от скорби "), изливается (в слезах), душу изливают
пред Господом. Иногда душа мыслит, сознает и волеизъявляет;

5) если душой обозначают данную Богом жизнь, еврейское нешамот; в Си­
нодальном переводе
"дух и всякое дыхание "; и если она является результатом
Божьего творения, значит, ее существование неразрывно связано с Богом. Душа
может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она
стремится к Богу, живет пред Ним; тогда и Бог защищает ее. Без Него душа
тоскует, жаждет и алчет общения с Ним, томится по нему, с Богом же она
радуется и утешается. Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою
душу служению Богу, он должен всей душой искать Бога и любить Его»
(Рине-
кер, с. 260-261).

Вот довольно полное описание библейских представлений о душе, из которого я исключил сами ссылки на источники, чтобы хоть как-то умень­шить его объем. Но желающие изучить упоминания души в Библии могут воспользоваться так называемой «Полной симфонией на канонические книги Священного Писания», в которой приводятся все упоминания души и духа.

Что же касается Словаря, надо сразу отметить себе, что так видели душу древние евреи, и многое из этого было не просто заимствовано Христиан­ством, а и распространено как самое общее понимание души в народе. Одна­ко, при этом можно заметить, что для большинства еврейских понятий су­ществуют русские слова, которые вовсе не ощущаются заимствованными или церковно-славянскими. Вместе с ощущением, что я понимаю душу не совсем так, это дает мне повод искать дальше: ведь если у двух разных народов


Круг пятый. Теология, или БогословиеСлой первый

общие представления о душе совпадали, это может означать только одно — они ее видели и описывали как некую действительность.

Но приведу статью, посвященную душе, из еще одного большого спра­вочника — «Теологического энциклопедического словаря» Уолтера Элвелла.

«Душа (Soul). Живое существо, жизненное начало, личность или индивиду­альная духовная природа. Душа может быть у животных и у Бога. Нередко душа и дух взаимозаменимы, хотя различия между ними, обозначенные уже в Ветхом Завете, переходят и в Новый Завет.

Если в Новом Завете душа обычно означает единство материального и духовного в человеке, и человек мыслится как тело-душа, то духэто особый дар Божий, который связывает человека с его Творцом. В Святом Писании сказано, что Иисус предает свой Дух Отцу, но в других отрывках говорится, что Он отдает душу свою во искупление многих. Таким образом, душа в Святом Писаниинематериальное начало, она сотворена Богом, едина с телом и жи­вотворит его. Однако душа продолжает свое существование и после смерти человека; это состояние упразднится при кончине века.

В ранней Церкви. В послеапостольской Церкви представления о душе скла­дывались под влиянием греческой философии. Ориген опирался на платоническое учение о предсуществовании души как чистого разума (nous), который вслед­ствие отпадения от Бога превратился в душу (psyche) и, бросив взгляд на землю, оторвался от божественного огня. Тертуллиан отвергал идеи греческих фило­софов и отстаивал библейское учение о единстве нематериальной души, сотво­ренной Богом, и материального тела, созданного для нее.

Огромное влияние на раннюю Церковь оказало учение Августина о душе. Августин опровергал языческие представления о том, что душа изначально была частью Божества, и называл эту идею богохульством. Он отрицал телесность души и то, что она якобы осквернена телом, и считал душу разумно-духовной субстанцией. По Августину, душа создана Богом и "по образу Божию ", она под­держивает и направляет тело ("Величие души"). Относительно ее происхож­дениясотворена ли она Богом или наследуется от родителейАвгустин колебался ("О душе и ее происхождении "), но был уверен, что ее "истинное жи­лище " и "родина "— Бог.

Происхождение души. В отличие от Августина его современники заняли определенную позицию в спорах о происхождении души. Некоторые греческие отцы Церкви поддерживали теорию Оригена — душа пресуществует в Боге и обречена телу в наказание за грех и стремление к земному. Большинство теологов разделяли креационистские взгляды и считали, что Бог творит каж­дую душу в момент зачатия, но некоторые, как, например, Тертуллиан, поддер­живали традуционистскую теорию о том, что человек наследует душу, как и тело, от родителей.

В пользу креационизма приводили следующие доводы: (1) Святое Писание не смешивает происхождение души и тела; (2) креационизм доказывает, что душа — простая, неделимая субстанция, лучше, чем традуционизм, который утверждает, что она делима и наследуется от родителей; (3) эта теория дос­товернее, чем традуционизм объясняет, почему душа Иисуса безгрешна.


Глава 1. Богословские словари

В защиту традуционизма говорилось следующее; (1) некоторые библейские книги свидетельствуют в пользу этой теории (Быт 2:2; Евр 11:8); (2) она наилучшим образом объясняет, как все человечество согрешило в Адаме; (3) ее подтверждает аналогия с низшей жизнью, где рост численности достигается дифференцированием; (4) эта теория учит, что родители производят целостное существотело и душу ребенка, а не просто тело; (5) Христос непременно должен был получить душу от души Марии, чтобы искупить души людей.

Августин осторожно взвешивал доводы каждой из сторон, участвующих в споре, и склонялся одно время к традуционизму, хотя сознавал, что, исходя из этой гипотезы, трудно говорить о цельности души. Позднее он признавал, что это слишком запутанный вопрос».

Далее Словарь говорит, что этой же точки зрения придерживаются и современные теологи, вроде Берковера, считающие споры о происхожде­нии души «неплодотворными». В общем, это почти не имеет для меня значе­ния. Главное, что можно понять из этих рассказов, что отцы церкви, от начала и до наших дней, спорят, утверждая ту или иную точку зрения на природу души. А за этим видно, что они не пытались эту природу исследо­вать, а философствовали...

И в этом смысле, как мы видим, история действительно развивается кругами. То, что говорят современные издания, так или иначе порождено неопределенностью первых веков христианского богословия. Тем не менее, приведу последнее определение души из «Полного православного богослов­ского энциклопедического словаря» 1912 года. Кажется, это был последний наш словарь, который интересовался душой. До него, правда, словари о душе писали. Но, в сущности, то же самое. К тому же, их, как «Православ­ную Богословскую энциклопедию» под редакцией Лопухина, частенько сно­сило в научность. Поэтому статья из Словаря вполне будет представительна.

«Душа.Человек, согласно учению Святого Писания, состоит из тела и души. Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее телопрах, а пото­му душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге.

Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела,растения, затем рыбы и птицы, далееживотные и наконецкак венец мироздания, человек. Душа имеется у животных. Но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свиде­тельствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души животного. Природы животных были сотворены сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и самое творение душ животных и челове­ка происходили различно.

Души животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по создании и представляли нечто, отличное от нее. Душа человека сотворена была Богом, как нечто отдельное, самостоятельное и отлич­ное в материальном мире, способом, который называется вдуновением Божиим.


Круг пятый. Теология, или БогословиеСлой первый

Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она дол­жна была получить совершенства, которые приближали ее и делали родствен­ной Богу в отличие от животных, душа человека обладала теми отличительны­ми свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова».

Вопросы, вопросы... Все эти определения лишь плодят вопросы, пото­му ощущаются лишь очень напряженной и неуверенной попыткой свести в какое-то единство многочисленные противоречивые воззрения на душу. Даже до вопросов, я уж не говорю, до исследования, авторы определений не доходили.

Да и как исследовать то, во что по-настоящему даже не веришь. А у меня постоянно остается ощущение, что никто из писавших эти строки о душе души не видит, а потому просто перелагает то, что сказано в Писании. Но это значит, что он лишь «верит» в сказанное. И как это ни парадоксально, это значит, что он не верит... Он лишь принуждает себя верить, не позволяя прикасаться к тому, что от обращения на себя ищущей мысли может рассы­паться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: