Виды органов местного самоуправления

Закон 2003 г. устанавливает, что органы местного само­управления — это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципально­го образования органы, наделенные собственными полномо­чиями по решению вопросов местного значения.

В зависимости от способа формирования органы местного самоуправления делятся на выборные и создаваемые в другом (невыборном) порядке.

Выборные органы образуются в результате муниципальных выборов, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избрание в та­ком порядке присуще местным представительным органам, главам муниципальных образований, контрольным органам местного самоуправления (законодательство предусматривает воз­можность избрания последних населением непосредственно).

Другие органы местного самоуправления образуются пред­ставительными органами посредством: назначения (глава мест­ной администрации); избрания (контрольный орган муници­пального образования).

Способы функционирования и принятия решений обуслов­ливают дифференциацию органов местного самоуправления на коллегиальные и единоличные.

Коллегиальные органы (представительные, администрации, контрольные) осуществляют деятельность в коллективном по­рядке. Коллегиальность как форма организации управления выражается в том, что названные органы местного самоуправ­ления представляют собой коллегию (представительные) либо имеют в своем составе коллегию (местная администрация). По сути, представительный орган, объединяющий группу депута­тов, есть коллегия лиц, совместно обсуждающих и решающих вопросы местного значения; коллегия, которая правомочна принимать решения, имеющие обязательную юридическую си­лу. Местная администрация, напротив, — орган управления в структуре которого есть коллегия. В состав коллегии входят как правило, руководители администраций высшего и среднего звена. Решения коллегии проводятся в жизнь актами главы му­ниципального образования (если он руководит администраци­ей) либо главы местной администрации'. Сложившаяся практи­ка свидетельствует о наращивании коллегиальных начал в ра­боте местных администраций.

К единоличным органам местного самоуправления в теории конституционного права относится глава муниципального об­разования и глава местной администрации.

Степень необходимости определяет существование обяза­тельных и факультативных органов местного самоуправления.

Закон 2003 г. называет обязательными представительный ор­ган, местную администрацию и главу муниципального образо­вания. Независимо от вида самоуправляющейся единицы, ее размеров, плотности и численности проживающего в ней насе­ления, прочих показателей наличие местной думы, администрации и главы муниципального образования является обязатель­ным требованием.

Прочие органы местного самоуправления следует восприни­мать как факультативные. В разряд таких органов попадают гла­ва местной администрации, контрольный орган и избиратель­ная комиссия муниципального образования.

К числу органов общей компетенции следует отнести пред­ставительные, исполнительные органы, глав муниципальных образований и местных администраций. В их ведении находятся все вопросы местного значения муниципальной еди­ницы.

К органам специальной компетенции относятся контрольные органы, избирательные комиссии муниципальных образований деятельность которых ограничена финансово-бюджетной или избирательной сферами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: