Конституционные основы местного самоуправления

Правовая база местного самоуправления включает в себя Конституцию РФ, федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы и другие правовые акты муниципальных образований.

В составе правовой базы местного самоуправления главенствующая роль принадлежит Конституции РФ, как основному закону, обладающему высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов.

Впервые в истории России Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, на самостоятельное решение вопросов местного значения, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.

В части 2 статьи 3 Конституции РФ устанавливается, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти.

В той же статье содержится положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Конституция РФ определяет, что местное самоуправлении является формой народовластия и может осуществляться народом непосредственно (в отношении местного самоуправления – через местный референдум и муниципальные выборы), а также через формируемые органы местного самоуправления.

Конституцией РФ местному самоуправлению предоставлена самостоятельность в пределах его полномочий, а также предусмотрено, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, Конституция РФ устанавливает в системе организации власти в Российской Федерации новый институт осуществления народом своей власти, наделенной собственной компетенцией, самостоятельный в пределах своих полномочий, не входящий в систему органов государственной власти и имеющий в своей собственности материальные и финансовые ресурсы, включая землю, которые признаются и защищаются государством.

Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления (ст.18). Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В статье 33 Конституции РФ устанавливается право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, предоставлять жилье малоимущим и иным гражданам, указанным в законе, бесплатно, или за доступную плату из муниципальных фондов, а также обеспечивать оказание бесплатной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения и общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В части организационных форм осуществления местного самоуправления в главе 8 называются: референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 131 «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». На основании этого можно сделать следующие выводы:

- могут существовать «другие формы прямого волеизъявления», причем Конституцией РФ не установлено, какие именно;

- в структуре органов местного самоуправления должны существовать выборные органы;

- разделение властей на представительную и исполнительную в отношении местного самоуправления Конституцией РФ не установлено;

- право принятия решения о структуре органов местного самоуправления, в том числе о «других органах местного самоуправления», принадлежит населению, но порядок и формы принятия населением решения о структуре органов местного самоуправления Конституцией РФ не определены.

Частично Конституцией РФ решается вопрос компетенции местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 130 и частью 1 статьи 132 предметы ведения местного самоуправления определены как «вопросы местного значения». Среди вопросов местного значения в указанных статьях Конституции РФ названы владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Причем население и органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Кроме того, часть 2 статьи 132 предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых материальных и финансовых средств.

Конституцией РФ в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, то есть поселения прямо названы объектами местного самоуправления. Указанной статьей предусматривается возможность осуществления местного самоуправления «и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций», поскольку местные традиции в полной мере могут быть учтены в самих объектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление может осуществляться в городских и сельских поселениях, во внутрипоселенческих территориальных образованиях, в нескольких поселениях, объединенных общей территорией, и на любой другой населенной территории, имеющей установленную границу. Конституционные гарантии местного самоуправления установлены статьей 133 и обеспечиваются правами местного самоуправления на судебную защиту и компенсацию дополнительных расходов, вызванных в результате принятия решений органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и Федеральными законами. Из этого следует, что население и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с исками о нарушении прав на местное самоуправление; органы государственной власти, принимая решения, влекущие дополнительные расходы местных бюджетов, обязаны возмещать местному самоуправлению эти расходы; федеральные законы не могут содержать нормы, ограничивающие конституционные права местного самоуправления, иные федеральные правовые акты и законодательство субъектов РФ не могут вводить нормы, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.

Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется в соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции РФ и частями 2 и 5 статьи 76. Пункт «н» статьи 72 относит «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из статьи 76 следует, что по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. Конституцией РФ предусмотрена гарантия верховенства федеральных законов по предметам совместного ведения на случай принятия в субъекте РФ нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: