Состав органов и должностных лиц местного самоуправления

Важнейшим условием развития местного самоуправления является его организационная структура, от правильного построения которой во многом зависит эффективность самоуправления, оптимальность сочетания местных, ре­гиональных и общегосударственных интересов.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально – правовых норм, устанавливающих структуру и наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, компетенции, разграничение полномочий между ними, порядка принятия решений, методов деятельности.

Органы местного самоуправления могут избираться непосредственно
населением и (или) образовываться представительным органом
муниципального образования. Каждый орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов
местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо, заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопро­сов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Должностное лицо местного самоуправления может действовать в качестве органа местного самоуправления (глава муниципального образования, глава местной администрации) или в качестве члена выборного органа местного самоуправления, избираемого населением или образуемого представительным органом (депутат, член контрольного органа, член избирательной комиссии с правом решающего голоса).

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган), иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например: муниципальная избирательная комиссия и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003 года наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

Глава муниципального образования – высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования – выборный или формируемый в соответствии с нормой представительства орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Местная администрация – исполнительно – распорядительный орган оперативного управления по решению вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля исполнения местного бюджета, порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Федеральный закон 2003 г предусматривает два способа формирования контрольного органа муниципального образования: на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Способ формирования определяется уставом муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, референдумов я голосования населения по вопросам, предусмотренным законода­тельством. Порядок формирования и организации деятельности муниципальной избирательной комиссии определяется уставом и правовым актом муниципального образования.

Муниципальная милиция. Конституция РФ относит охрану общественного порядка к вопросам местного значения. Однако в настоящее время эти вопросы относятся к компетенции милиции обществен­ной безопасности, входящей в систему Министерства внутренних дел РФ. Федеральным законом 2003 г. предусмотрено формирование в муниципальных районах и городских округах органов муниципаль­ной милиции, обеспечивающих охрану общественного порядка на соот­ветствующей территории. Практическая реализация этих положений отложена до принятия и вступления в силу отдельного федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муници­пальной милиции.

Муниципальные учреждения с управляющими функциями. Федераль­ным законом 2003 г. установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образова­ния наделяются правами юридического лица, являются муниципаль­ными учреждениями, образуемыми для осуществления управленче­ских функций. Они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Юридические лица в структурах местных администраций. Правами юридического лица в мест­ных администрациях наделены отраслевые структурные под­разделения. Они выполняют функции заказчиков муниципальных услуг и распорядителей бюджетных средств, заключают хозяйствен­ные договоры на закупки материалов, выполнение работ и оказание услуг, имеют собственные бухгалтерии. Количественный состав органов местной администрации, наделенных статусом юридического лица, устанавливается представительным органом муниципального образования, который выступает в качестве их учредителя и утверждает положения о них. Данные органы подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Наименование органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы их деятельности определяются уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов и назначений должностных лиц местного самоуправления не допускается за исключением, предусмотренных законодательством случаев. В частности Федеральный закон 2003 года предусматривает участие представителей органов законодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов ( состава комиссии). Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: