Аппарат местной администрации: структура, функции и формы работы

Аппарат объединяет совокупность внутренних подразделе­ний, основное назначение которых заключается в оказании со­действия руководству администрации, координации деятельно­сти ее структурных подразделений. Основными направлениями работы аппарата являются организационное, юридическое, ин­формационное, материально-техническое обеспечение админи­страции. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов, не имеют в подчинении каких-либо хозяй­ственных объектов. Руководители соответствующих подразде­лений не распоряжаются кредитами. Служебные отношения определяют горизонтальное подчинение аппарата руководите­лям местной администрации. Традиционно аппарат админист­рации образуют организационный отдел, информационно-ана­литическая служба, отдел по работе с обращениями граждан, юридический комитет, отдел кадров, отдел хозяйственно-тех­нического обеспечения, архив и т. д. Их деятельность носит функциональный и вспомогательный характер, регулируется положениями, утвержденными главой местной администрации.

Специализированные подразделения администрации охваты­вают территориальные, отраслевые и функциональные орга­ны. Они носят различные наименования — отделы, управле­ния, комитеты, в зависимости от нескольких факторов: их значимости в обеспечении жизнедеятельности муниципально­го образования; количества подчиненных им предприятий и учреждений; точки зрения руководителя администрации и представительного органа, которые формируют структуру ме­стной исполнительной власти.

Наличие территориальных органов управления свойственно преимущественно крупным муниципальным образованиям — городским округам. В городах, имеющих районное деление, — это администрации районов в городе. Крупные подразделения городской администрации обычно имеют территориальные органы управления в администрациях районов.

Отделы, управления и комитеты,- образующие группу спе­циализированных структурных звеньев администрации, класси­фицируются на отраслевые и функциональные.

Отраслевые подразделения (управления образования, здра­воохранения, благоустройства, комитеты по транспорту и связи, жилищной политике, организации бытового обслуживания населения и др.) осуществляют управление соответствующими отраслями муниципального хозяйства, широко развитой сетью Муниципальных учреждений и предприятий.

Функциональные звенья администрации (комитеты по эко­номике, управлению муниципальным имуществом, финансово-бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие все или многие отрасли местного хозяйства.

Статус специализированных отделов и управлений характе­ризуется несколькими признаками. Во-первых, они являются органами специальной компетенции (по управлению опреде­ленной отраслью или сферой местного хозяйства). Их компе­тенция определяется либо местной администрацией как орга­ном общей компетенции, решающим вопросы местного значе­ния, либо вышестоящими органами управления (например, инспекцией гостехнадзора), либо специализированные звенья администрации наделены исключительными полномочиями вследствие специального законодательства. Во-вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации. В-третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, ко­торые утверждали ее структуру и штаты. В соответствии с Зако­ном 2003 г. это право перешло к местным представительным органам. В-четвертых, руководители структурных подразделе­ний назначаются на должности, как правило, главами админи­страций. Распространено также их назначение местной думой по представлению главы администрации. В-пятых, руководите­ли исполнительных органов при необходимости отменяют при­казы начальников отделов и управлений. Они объявляют им Дисциплинарные взыскания, меры поощрения. В-шестых, спе­циализированные отделы, как и подразделения аппарата, нахо­дятся на бюджетном финансировании. Структура местного исполнительного органа — явление под­вижное. Она должна быть ориентирована на задачи, стоящие перед местной властью. Их усложнение, появление новых на­правлений деятельности неизбежно вызовет обновление адми­нистрации. Именно так было в начале 90-х гг. XX в., когда в структуре местных исполнительных органов возникли комите­ты по экономике и экологии, управлению муниципальным имуществом, управлению товарного рынка, социальной поли­тике, поддержке предпринимательства и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: