Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления

3. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление, являясь составной частью системы местного самоуправления, тесно взаимодействует с органами местного самоуправления.
Так, согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в г.Тюмени, утвержденному решением Тюменской городской Думы 27 июня 1996 г., органы городского самоуправления:
а) содействуют инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов), конференций и принимают в них участие;
б) оказывают организационную и методическую помощь при создании органов территориального общественного самоуправления и их ассоциаций;
в) устанавливают перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;
г) предоставляют на договорной основе органам территориального общественного самоуправления помещение для осуществления их деятельности, материальные и финансовые средства;
д) содействуют разрешению споров между органами территориального общественного самоуправления;
используют иные формы взаимодействия с органами общественного территориального самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 г. органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, созданным в целях общественного территориального управления, в виде:
а) предоставления налоговых льгот и преимуществ;
б) целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
в) заключения с общинами малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;
г) целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования;
д) бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования;
е) предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.
Законодательными актами ряда субъектов РФ предусматривается возможность передачи органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Так, согласно ст.13 Закона "О территориальном общественном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе" орган местного самоуправления, с учетом возможностей территориального общественного самоуправления и местных условий, может своими решениями, с согласия данного территориального общественного самоуправления, передать ему часть своих прав по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов. Закон устанавливает, что передача имущества, прав и финансовых ресурсов органам территориального общественного самоуправления осуществляется на договорной основе.
Ряд муниципальных образований, основываясь на законодательстве РФ и субъектов РФ, своими нормативными актами регламентируют порядок передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления органам территориального общественного самоуправления.
Так, решением Тюменской городской Думы от 5 декабря 1997 г. утвержден порядок передачи отдельных полномочий органам территориального общественного самоуправления. Передача отдельных полномочий осуществляется на основе соглашения, заключаемого между Главой города и органом территориального общественного самоуправления. В соглашении в обязательном порядке определяются:
- исчерпывающий перечень передаваемых полномочий;
- сроки осуществления переданных полномочий;
- объем выделяемых финансовых средств, необходимых для исполнения передаваемых полномочий;
- объем и сроки передачи материальных средств, необходимых для исполнения передаваемых полномочий;
- обязанности органа территориального общественного самоуправления по исполнению переданных полномочий;
- порядок осуществления контроля органами городского самоуправления за исполнением переданных полномочий, использованием материальных и финансовых ресурсов по целевому назначению;
- ответственность за неисполнение обязательств по соглашению;
- условия расторжения соглашения, а также возврата переданных полномочий.
Порядок предусматривает также формы контроля органов местного самоуправления за реализацией переданных органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий; периодичность отчетов органов территориального общественного самоуправления о выполнении полученных полномочий; процедуру разрешения споров и разногласий; ответственность органов территориального общественного самоуправления и их руководителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Отзыв — принятие гражданами публично-властных решений по досрочному прекращению деятельности депутата, выборного должностного лица2. Голосование по отзыву осуществляется по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации. Процедура отзыва предполагает трехступенчатый механизм правового регулирования, включающий, во-пер­вых, принятие специального федерального закона; во-вторых, наличие соответствующего регионального законодательства;

в-третьих, основания для отзыва депутата или выборного долж­ностного лица местного самоуправления и процедура отзыва должны определяться уставом муниципального образования. Говоря о механизме правового регулирования института отзы­ва, следует сослаться на постановление Конституционного Су­да', согласно которому законы субъектов Федерации не могут препятствовать муниципальным образованиям самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должны быть опре­делены уставом самоуправляющейся территории. Самостоя­тельность муниципальных образований в правовом регулирова­нии института отзыва предполагает возможность либо установ­ления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру региональному закону. От­сутствие законодательного акта субъекта Федерации об отзыве выборного должностного лица местного самоуправления не может быть препятствием для введения данного института ус­тавом муниципального образования.

Согласно Закону 2003 г. основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица могут служить только его кон­кретные противоправные решения или действия (бездействие), что подтверждено в судебном порядке. Процедура отзыва долж­на обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, выборное должностное лицо местного са­моуправления считается отозванным, если за отзыв проголосо­вало не менее половины всех зарегистрированных в муници­пальном образовании (избирательном округе) избирателей (ч. 2 ст. 24 Закона 2003 г.).

В целях получения согласия населения при изменении границ или преобразовании муниципального образования проводится го­лосование. Голосование назначается представительным орга­ном местного самоуправления и проводится в порядке, уста­новленном для проведения местного референдума. Законода­тельство признает голосование состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального об­разования (части территории муниципального образования), обладающих избирательным правом. Согласие населения на из­менение границ муниципального образования, его преобразо­вание считается полученным, если за него проголосовало более половины жителей муниципального образования (части его территории), принявших участие в голосовании.

Так же как итоги голосования по отзыву, результаты голосо­вания по вопросам изменения границ, преобразования муни­ципального образования подлежат опубликованию.

В завершение следует заметить, что институты прямой демо­кратии обусловлены природой местного самоуправления как власти местного сообщества, наиболее приближенной к населе­нию, как территориальной самоорганизации населения, при­званной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответст­венность решение вопросов местного значения. В связи с этим новое федеральное законодательство об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления, с одной стороны, значи­тельно расширило перечень норм прямого волеизъявления, с другой стороны, резко увеличило объем их правового регулиро­вания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: