Правотворческая инициатива граждан

Институт прямой демократии, действует в Российской Фе­дерации на уровне местного самоуправления с 1995 г.' Закон 1995 г. содержит статью «Народная Правотворческая инициати­ва», согласно которой население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на осуществление правотворческой инициативы в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением, подлежат обязательному рассмотрению на открытых заседаниях предста­вительных органов местного самоуправления с участием пред­ставителей населения.

Закон 2003 г. устанавливает процедуру (хотя и в самом об­щем виде) применения гражданами правотворческой инициа­тивы (ст. 26). Почин правотворчества принадлежит гражданам, обладающим избирательным правом и объединенным в группу. Ее минимальная численность не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избира­тельным правом.

В литературе приводятся различные типы правотворческих инициатив. Отмечается существование прямой (реализуемой путем референдума) и косвенной (в случае осуществления со­ответствующего права через представительный орган) инициа­тивы. Возможно наличие сформированной (гражданами выдви­нут готовый проект правового акта) и несформированной (от граждан поступило предложение о разработке проекта правово­го документа) инициативы".

Анализ Закона 2003 г. показывает, что Правотворческая ини­циатива граждан в рамках местного самоуправления может быть только косвенной и сформированной в полном объеме. На кос­венный характер такой инициативы указывает законодательное требование о том, что проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления. Распределение ролей в этой ситуации зависит от того, к чьей компетенции от­носится принятие соответствующего акта. Если данный вопрос находится в ведении местного представительного органа, про­ект должен быть рассмотрен на его открытом заседании.

О том, что инициатива должна иметь законченный (сфор­мированный) вид, свидетельствует требование закона о направ­лении гражданами полного проекта муниципального правового акта. В противном случае его никто не будет рассматривать, а представление усеченного варианта проекта послужит фор­мальным основанием для его отклонения.

Следует отметить еще два положения Закона 2003 г. Пред­ставителям инициативной группы граждан должна быть обес­печена возможность изложения своей позиции при рассмотре­нии проекта правового акта (ч. 2 ст. 26). Кроме того, мотивиро­ванное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть доведено до сведения внесшей его ини­циативной группы граждан (ч. 3 ст. 26).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: