Институт прямой демократии, действует в Российской Федерации на уровне местного самоуправления с 1995 г.' Закон 1995 г. содержит статью «Народная Правотворческая инициатива», согласно которой население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на осуществление правотворческой инициативы в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением, подлежат обязательному рассмотрению на открытых заседаниях представительных органов местного самоуправления с участием представителей населения.
Закон 2003 г. устанавливает процедуру (хотя и в самом общем виде) применения гражданами правотворческой инициативы (ст. 26). Почин правотворчества принадлежит гражданам, обладающим избирательным правом и объединенным в группу. Ее минимальная численность не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В литературе приводятся различные типы правотворческих инициатив. Отмечается существование прямой (реализуемой путем референдума) и косвенной (в случае осуществления соответствующего права через представительный орган) инициативы. Возможно наличие сформированной (гражданами выдвинут готовый проект правового акта) и несформированной (от граждан поступило предложение о разработке проекта правового документа) инициативы".
|
|
Анализ Закона 2003 г. показывает, что Правотворческая инициатива граждан в рамках местного самоуправления может быть только косвенной и сформированной в полном объеме. На косвенный характер такой инициативы указывает законодательное требование о том, что проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления. Распределение ролей в этой ситуации зависит от того, к чьей компетенции относится принятие соответствующего акта. Если данный вопрос находится в ведении местного представительного органа, проект должен быть рассмотрен на его открытом заседании.
О том, что инициатива должна иметь законченный (сформированный) вид, свидетельствует требование закона о направлении гражданами полного проекта муниципального правового акта. В противном случае его никто не будет рассматривать, а представление усеченного варианта проекта послужит формальным основанием для его отклонения.
Следует отметить еще два положения Закона 2003 г. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта правового акта (ч. 2 ст. 26). Кроме того, мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан (ч. 3 ст. 26).