Согласно Закону 2003 г. опрос граждан — это самостоятельный институт прямой демократии (ст. 31). Прежде опрос лишь упоминался в категории «иные формы прямого волеизъявления граждан». Всякое упоминание об опросе сводилось главным образом к тому, что его результаты в отличие от референдума носят не обязательный, а рекомендательный характер. Вот почему опросы граждан, проведенные в форме их голосования, часто именуют консультативным референдумом'.
Законом установлено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на ее части. Цель опроса заключается в необходимости выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления. В частности, речь идет о процедуре изменения границ муниципальных образований, их преобразовании, которая при определенных условиях требует учета мнения населения (ч. 4 ст. 12, ч. 4 ст. 13 Закона 2003 г.).
Опрос граждан проводится по инициативе: органов местного самоуправления (представительных или глав муниципальных образований) — по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов Федерации — при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
|
|
Закон 2003 г. оставляет без ответа вопрос о том, в каких формах проводится опрос граждан. Решение этой проблемы передается муниципальным властям, ведь порядок назначения и проведения опроса должен определяться уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами местного представительного органа. Практике известны случаи, опросов, проводимых в форме голосования жителей муниципального образования (подобный опрос проводился в Екатеринбурге в 1994 г. по вопросу переименования отдельных улиц города). В таком варианте опрос организуется на избирательных участках, осуществляется избирательными комиссиями, проводится, как правило, вместе с голосованием по выборам 1 органов государственной или муниципальной власти. Иной порядок опроса, когда мнение граждан оформляется через опросный лист, предусмотрен Законом Челябинской области от 1 марта 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области». Каждый опросный лист должен, содержать: вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа; фамилию, имя, отчество опрашиваемого и адрес его проживания. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос.
Выбор порядка проведения опроса проводится представительным органом муниципального образования, который принимает решение о назначении опроса граждан. В решении должны быть установлены: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей, участвующих в опросе.
|
|
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств местного бюджета, если инициатива его организации принадлежит органам местного самоуправления, либо за счет средств регионального бюджета, если инициаторами опроса граждан
выступают органы государственной власти субъектов Федерации.
Это новый институт прямой демократии, получивший законодательное закрепление" на уровне местного самоуправления (ст. 28 Закона 2003 г.). Публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Их цель очевидна — привлечь внимание жителей муниципального образования к проблемам, спорный характер или острота которых не вызывает никаких сомнений. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа и главы муниципального образования. Стремление организаторов публичных слушаний опереться на мнение широкого круга жителей придает нормативным актам муниципального образования дополнительную легитимность. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются местной думой, а по инициативе руководителя муниципального образования — им самим.
Закон 2003 г. устанавливает два вида публичных слушаний:
обязательные и необязательные. По большинству вопросов местного значения публичные слушания «могут проводиться». В данном случае любой из трех возможных субъектов (население, представительный орган, глава самоуправляющейся территории) вправе выступить инициатором публичных слушаний. В обязательном порядке публичные слушания организуются по: проекту устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав; проекту местного бюджета и отчета о его исполнении; проектам планов и программ развития муниципального образования; вопросам о преобразовании муниципального образования (ч. 3 ст. 28 Закона 2003 г.). В таких ситуациях назначение публичных слушаний — это прерогатива представительного органа местного самоуправления.
На нем же лежит обязанность определения порядка организации и проведения публичных слушаний, который должен быть зафиксирован в уставе муниципального образования или в отдельном нормативном акте. Федеральное законодательство очерчивает контуры такого акта. Он должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, предварительное ознакомление с проектом муниципального правового акта, опубликование результатов публичных слушаний, а также другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.
Обращения граждан в органы местного самоуправления. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Право граждан РФ на обращение в органы местного самоуправления является частью более широкой категории права на обращение в органы власти вообще, которое относится к разряду гражданских прав высшей категории, получивших непосредственное отражение в Конституции РФ (ст. 33). Между тем соответствующая конституционная норма нуждается в законодательной конкретизации на федеральном уровне. Дело в том, что процедура работы с обращениями граждан регулируется до настоящего времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Законом 2003 г. (ч. 3 ст. 32) определено, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
|
|
В сравнении с федеральным уровнем становление соответствующего законодательства в регионах происходит опережающими темпами. Законы об обращениях граждан, принятые в Москве2, Свердловской области3, детальным образом регламентируют подобные отношения.
Как правило, обращения — это обобщенное наименование предложений, заявлений, жалоб и ходатайств, адресованных гражданами в местные органы власти. Под предложениями понимаются обращения, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Заявления представляют собой обращения по поводу реализации гражданами прав и свобод. Жалобы расцениваются как обращения граждан с требованиями восстановления их прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов, должностных лиц. Ходатайства есть письменные обращения с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав и свобод. Таким образом, содержание обращения позволяет отличать предложение от жалобы или ходатайства (например, обращение с просьбой ввести дополнительный трамвайный маршрут указывает на то, что это предложение направленно на улучшение транспортного обслуживания населения; обращение, содержащее критику в адрес городского трамвайно-троллейбусного управления, можно расценивать как жалобу граждан).
|
|
По форме обращения могут быть устными или письменными. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными. В отличие от нормативных актов советского периода, современное законодательство предоставляет право обращения в органы власти иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Подведомственность дел, возникших в связи с обращениями граждан, определяется следующими правилами:
1) обращения рассматриваются муниципальными органами в соответствии с их компетенцией. Если обращение не подведомственно органу или должностному лицу, оно отправляется компетентному субъекту, о чем извещается гражданин;
2) жалобы подаются в те органы, которым непосредственно подчинены субъекты, чьи действия или решения обжалуются. Например, действия руководителя муниципального предприятия гражданин вправе обжаловать главе администрации (муниципального образования). Решение главы муниципального образования обжалуются в прокуратуру или в судебном порядке. Жалобы на действия органов территориального общественного самоуправления подаются в муниципальные органы;
3) запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются;
4) споры о подведомственности обращений граждан разрешаются вышестоящим муниципальным органом (должностным лицом) либо в судебном порядке.
Отношения, возникшие по обращениям граждан, налагают на органы местного самоуправления следующие обязанности:
1) своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения;
2) исполнять принятые по обращениям решения;
3) сообщать гражданам о принятых решениях;
4) разъяснять порядок обжалования принятых решений;
5) контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан и принимать меры к устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений.
Должностные лица обязаны дать письменный ответ по существу обращений в течение одного месяца. В подавляющем большинстве случаев этот срок является общим для рассмотрения всех обращений граждан. Однако законы субъектов Федерации допускают увеличенные сроки рассмотрения обращений, требующих специальной проверки, изучения дополнительных материалов. Сроки рассмотрения таких обращений могут быть продлены еще на один месяц.
Существуют сокращенные сроки работы с обращениями граждан. Например, заявления, касающиеся защиты прав ребенка (Свердловская область), жалоб военнослужащих и членов их семей (Москва), рассматриваются органами местного самоуправления в течение 15 дней.