Собрание граждан. Сход граждан. Конференция граждан

Сходы, собрания граждан — хорошо известные российскому местному самоуправлению институты. Их нельзя однозначно назвать формами прямого волеизъявления граждан. Закон 1995 г. установил, что сход граждан наделяется правами предста­вительного органа в соответствии с уставом муниципального об­разования. Закон 2003 г. отказался от такого подхода, установив, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избира­тельным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образо­вания, в том числе отнесенные к его исключительной компетен­ции. Сход граждан вправе принимать устав муниципального об­разования и вносить в него изменения и дополнения. Кроме то­го, с целью привлечения дополнительных доходов местного бюджета сходы с правами представительного органа могут при­нимать решения о разовых добровольных внесениях средств жи­телями соответствующего муниципального образования'.

Все решения схода являются общеобязательными, за исклю­чением решений о добровольном внесении гражданами собст­венных средств. Впервые федеральное законодательство удели­ло внимание процедурным вопросам организации сходов граж­дан (ст. 25 Закона 2003 г.). Отмечается, что сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обла­дающих избирательным правом. Сход может созываться главой муниципального образования либо по инициативе группы жи­телей численностью не менее 10 человек. Проведение схода обеспечивает глава муниципального образования. Он же пред­седательствует на сходе. По решению схода функции председа­тельствующего может выполнять любое другое лицо, избранное его участниками. Решения принимаются более половиной уча­стников схода. Они подлежат официальному опубликованию. В обязанности органов и должностных лиц местного само­управления входит обеспечение исполнения решений, приня­тых гражданами на сходах.

Жители иных муниципальных образований для обсуждения вопросов местного значения, информирования о деятельности органов местного самоуправления, осуществления территори­ального общественного самоуправления могут проводить собра­ния и конференции. Порядок их назначения и проведения опре­деляется уставом муниципального образования. В соответствии со ст. 30 Закона 2003 г. в отдельных случаях конференции осу­ществляют полномочия собраний граждан. Такие случаи долж­ны быть предусмотрены уставом муниципального образования, актами представительного органа местного самоуправления ли­бо уставами территориального общественного самоуправления.

Собрание проводится по инициативе населения, местного представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание по инициативе на­селения назначается представительным органом. Если инициа­тива организации собрания граждан принадлежит главе муни­ципального образования или представительному органу, то на­значение производится.ими. Полномочия собраний граждан определяются уставами муниципальных образований, что не характерно для нового законодательства о местном самоуправ­лении, стремящегося регулировать подобные вопросы исчер­пывающим образом. Объяснение этому возможно найти в том, что решения собраний, конференций граждан не имеют обяза­тельного значения'.

В работе собраний, конференций принимают участие граж­дане, достигшие 16 лет, что объединяет их с собраниями, кон­ференциями по осуществлению территориального обществен­ного самоуправления.




double arrow
Сейчас читают про: