Возникновение права муниципальной собственности может быть связано с преобразованием муниципальных образований

Очевидно, что создание и прекращение муниципальных терри­торий в ходе объединения и разделения, выделения и присое­динения вызывает множество вопросов, связанных с правопре­емством, переходом прав и обязанностей, в том числе и имуще­ственных. Согласно Закону Свердловской области от 12 ноября 1997 г. «О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области» в случае преобразования в форме объединения и присоединения иму­щество переходит к муниципальному образованию-правопре­емнику. Когда самоуправляющаяся территория преобразуется в форме разделения или выделения, вопросы правопреемства в отношении имущества решаются на основании договоров, за­ключенных муниципальными образованиями — правопреемни­ками.

Муниципальные предприятия и учреждения как часть муници­пальной собственности. Под муниципальными предприятиями, как правило, понимают унитарные муниципальные предпри­ятия — коммерческие организации, не наделенные правом соб­ственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и му­ниципальные предприятия. Согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципаль­ных унитарных предприятиях»' имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. В рамках одной организацион­но-правовой формы (унитарное предприятие) Гражданский ко­декс РФ наделяет юридические лица различным объемом пра­вомочий на переданное собственником имущество. В зависи­мости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления2. К первым относятся муни­ципальные предприятия. В числе вторых — муниципальные ка­зенные предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению органа местного самоуправления. Учредительным документом муни­ципального унитарного предприятия является его устав, утвер­ждаемый органом местного самоуправления. Муниципальное унитарное предприятие создается собственником в случаях не­обходимости: использования имущества, приватизация которо­го запрещена; осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных това­ров и услуг по минимальным ценам); производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Муниципальные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, учреждаются решениями орга­нов местного самоуправления. Они создаются в случаях: если преобладающая или значительная часть производимой продук­ции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования; необходимости ис­пользования имущества, приватизация которого запрещена; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов дея­тельности и ведения убыточных производств и т. д.

Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ве­дения, самостоятельно. Оно не вправе продавать принадлежа­щее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйст­венного общества или товарищества без согласия собственника (муниципального образования). Также муниципальное пред­приятие не вправе без согласия собственника совершать сдел­ки, связанные с предоставлением займов, поручительств, полу­чением банковских гарантий, с иными обременениями, уступ­кой требований, переводом долга и т. д.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имущест­вом только с согласия уполномоченного органа местного само­управления. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги). Уставом казен­ного предприятия могут быть предусмотрены виды или размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Гражданское законодательство позволяет муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления высту­пать учредителем предприятий, действующих в иных организа­ционно-правовых формах (в первую очередь, хозяйственных обществ), а также учреждений и некоммерческих организаций.

Муниципальные учреждения, как и муниципальные унитар­ные предприятия, владеют, пользуются и распоряжаются иму­ществом, закрепляемым за ними собственником, но с одной существенной разницей. Муниципальные учреждения делают это не на праве хозяйственного ведения, а на праве оператив­ного управления. Собственник (муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреж­дения. Кроме того, собственник вправе изъять излишнее, неис­пользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В заключении подчеркнем, что названные способы форми­рования муниципальной собственности не являются исчерпы­вающими. Существуют и иные, предусмотренные действующим законодательством. Одно их них — получение продукции, пло­дов и доходов в результате использования муниципальной соб­ственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: