Очевидно, что создание и прекращение муниципальных территорий в ходе объединения и разделения, выделения и присоединения вызывает множество вопросов, связанных с правопреемством, переходом прав и обязанностей, в том числе и имущественных. Согласно Закону Свердловской области от 12 ноября 1997 г. «О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области» в случае преобразования в форме объединения и присоединения имущество переходит к муниципальному образованию-правопреемнику. Когда самоуправляющаяся территория преобразуется в форме разделения или выделения, вопросы правопреемства в отношении имущества решаются на основании договоров, заключенных муниципальными образованиями — правопреемниками.
Муниципальные предприятия и учреждения как часть муниципальной собственности. Под муниципальными предприятиями, как правило, понимают унитарные муниципальные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»' имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. В рамках одной организационно-правовой формы (унитарное предприятие) Гражданский кодекс РФ наделяет юридические лица различным объемом правомочий на переданное собственником имущество. В зависимости от объема этих правомочий различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления2. К первым относятся муниципальные предприятия. В числе вторых — муниципальные казенные предприятия.
|
|
Муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению органа местного самоуправления. Учредительным документом муниципального унитарного предприятия является его устав, утверждаемый органом местного самоуправления. Муниципальное унитарное предприятие создается собственником в случаях необходимости: использования имущества, приватизация которого запрещена; осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам); производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
|
|
Муниципальные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, учреждаются решениями органов местного самоуправления. Они создаются в случаях: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств и т. д.
Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно. Оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества без согласия собственника (муниципального образования). Также муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга и т. д.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги). Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды или размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Гражданское законодательство позволяет муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления выступать учредителем предприятий, действующих в иных организационно-правовых формах (в первую очередь, хозяйственных обществ), а также учреждений и некоммерческих организаций.
Муниципальные учреждения, как и муниципальные унитарные предприятия, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепляемым за ними собственником, но с одной существенной разницей. Муниципальные учреждения делают это не на праве хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Собственник (муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Кроме того, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В заключении подчеркнем, что названные способы формирования муниципальной собственности не являются исчерпывающими. Существуют и иные, предусмотренные действующим законодательством. Одно их них — получение продукции, плодов и доходов в результате использования муниципальной собственности.