Предмет и методы муниципального права

Понятие муниципального права составля­ют предмет и метод.

Муниципальное право является самостоя­тельной отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в системе местного самоуправления.

Под предметом муниципального права сле­дует понимать совокупность общественных отношений.

Предмет муниципального права составляют следующие отношения:

1) возникающие в процессе осуществления местного самоуправления гражданами путем прямого волеизъявления. К формам прямого волеизъявления относятся местный референдум, собрания, сходы граждан, выборы органов и должностных лиц мест­ного самоуправления, гражданская правотворческая инициатива, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, инди­видуальные и коллективные обращения граждан в органы местного само­управления, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и т. д.; 2) возникающие с осуществлением деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше­нию задач местного значения и осуществлению отдельных государствен­ных функций; 3) возникающие в связи с наличием финансово-экономической осно­вы местного самоуправления; 4) возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления; 5) отношения гарантий местного самоуправления; 6) отношения ответственности в системе местного самоуправления; 7) отношения муниципальной службы в системе местного самоуправ­ления; 8) взаимоотношения органов местного самоуправления и органов го­сударственной власти.

Под методами понимаются способы воздействия на общественные отношения в системе местного самоуправления.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публично­го и частного права, оно сочетает два способа ре1улирования обществен­ных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправ­ления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, схо­дах, представительными и исполнительными органами местного само­управления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действу­ющими в пределах границ муниципального образования.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, приня­тых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответст­вии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном са­моуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоя­тельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать догово­ры с юридическими лицами, с государственными органами.

Муниципальные образования являются собственниками муници­пальной собственности. От их имени opганы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т. д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправ­ления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других от­раслей права.

36.Выборы в сист.местн.самоуправл. Второй,после референдума,выжнейшей формой непосредствен.волеизъявлен. граждан явл. выборы органов местн.самоупр.и должностн.лиц местн. самоупр. Эти выборы предназначены для формирован.органов местн. самоупр.и избран.должн.лиц местн.самоупр.Неотложн.признаком демокр.гос-ва явл.участие граждан,проживающ.на террит.муницип.образован.,в выборах органов и должн.лиц местн.самоупр.Качественный состав представит.органов зависит как от выбора избират.,так и от законодат.,на основе кот.проводятся выборы.Законодат.основа выборов опирается на:ФЗ «об общ.принц.организ. местн.самоуправл.в РФ», ФЗ «об основн.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «об обеспечен.констит.прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местн.самоупр.В большинстве субъектов РФ приняты законы,регулирующ.порядок избран. населением глав муницип.образований и глав администраций.Муницип. выборы назнач.представит.органом муницип.образован.Назнач.выборы представит.органы местн.самоупр.,или территор.избират.комиссией,если комиссия отсутств.,то через суд.Голосован.м.б.назначено на календарный выходной день.Выборы организует и проводит временная террит.избират. комиссия,кот.формируется избират.комиссией субъекта РФ в течение 7 дн.со дня вступл.судебн.реш.в силу.При првед.выборов депут.в представит.органы местн.самоупр.образуются след комиссии: территориальн.,окружные и участковые. При провед.выборов глав муницип.образован.окружн.комис.не образуются.Террит.и окружн.избират.комис.формируются на основе предлож.избират.объединений,избират.блоков,обществен.объединен.в представит.органе местн.самоупр.От кажд.избират.блока или избират. объедин.м.б.назначено в эти комис.по 1 чел.Эти комис.создаются на период подготовки и проведен.выборов.Законом м.б.установлена их деят.на постоян. основе(не более 5 лет).Полномоч.участковой избират.комис.прекращ.через 10 дн.со дня официальн.опубликов.результ.выборов,если на ее действ.не поступ. жалобы. Выдвиж.кандидат.избират.объединен.: избират.объединен.-местн отделен.общефедеральн.и региональн.избират.объединен.,зарегистрирован.в установлен.порядке,их блоки,а также местн.(муницип.)избират.объединен., уставы кот.предусматрив.право на участие в выборах органов местн. самоуправления.По ондомондатн.избират.округам выдвиг.по 1 кандидату в кажд.округе,по многомандатн.округам-выдвиг.кандид.по кол-ву мандатов (в их поддержку нужно собрать не менее 2% избират.) Выдвиж.кандидат. избирателями: либо инициативн.группой,либо самовыдвижением(должен собрать не менее 1% подписей).Регистрац.кандид.в депут.осуществл. окружными избират.комиссиями.Кажд.кандидат.выдается удостоверен. Кандид.в депут.,в главы местн.самоуправл.вправе до дня выборов снять свою кандидатуру,поставив в известность территориальн.избират.комис.

37.Устав муниципальн. образован.:понятие,порядок принят.,стр-ра, назначение. Устав-основн.нормат-правов акт муницип.образован.Это «местн.констит», включающ.в себя основн.нормы,регламентирующ.организац.и деят.местного сообщества на началах самоуправл. Устав -правовой символ организации и саморегулирования,указывающий гражданам их роль в управлении на местах Он придает юридич.,правовой хар-ер фактически сложившимся отношен., регулир.широк.спектр вопросов жизни местного сообщества,связан.с реш. вопросов местного значения.Он облад.высшей юр.силой,иные муницип. правов.акты не должны ему противоречить. Особенности:1)имеет особ. субъект,от имени кот.он приним.2)придает юр.,правовой статус фактически сложившимся отношен.по самоуправлению местн.сообщества.3)регулир. отнош.,кот.затрагив.все сферы жизни местного сообщества.4)облад.высш.юр. силой в составе норм,приним.орган.местн.самоуправл.5)явл.основой для дальнейш.нормотворч.6)хар-ся особ.порядком принят.,внесения доп.и измен. 7)явл.одним из правов.ср-в,кот.обеспеч.реализац.самостоят.местного самоуправл.8)должен быть самодостат.,включать все нормы,необход.в практике реш.вопрос.местн.значен.Он разрабат.муницип.образованием самостоят.и принимается представит.органом муницип.образован.,а в поселен.с числен.жит.,облад.активным избир.правом,менее 100 чел.-населен. непосредственно на сходе граждан.Проект устава муницип.образов.не поздн. чем за 30 дней до рассмотрен.вопр.о его принят.подлежит офиц.опублик. Должны быть указаны порядок учета представит.органом муницип.образов. предложений по проекту устава и порядок участия граждан в его обсужд. На федеральн.уровне устанавлив.необход.число голосов депутат.представит. органа муницип.образования,достаточн.для принят.,изменения или доп. устава муницип.образован.(2/3голосов от установленной численности депут.) Устав подлеж.гос.регистрац.в орган.юстиц.Есть 2 основан.для отказа в гос.регистр.устава:1)если он противореч.Конст.,ФЗ и зак.субъектов Фед. 2)если нарушен порядок его принятия.Условием вступлен.в силу устава явл.публикац.соответств.нормат.актов в СМИ. Стр-ра:1)наименов.,границы и состав террит.муницип.образов.2)вопросы местн.значен.,относящ.к ведению муницип.образ.3)формы,порядок и гарантии участия населен.в реш.вопрос. местн.значен.4)виды,порядок принят.,официальн.опубликов.и вступлен.в силу муницип.правовых актов.5)срок полномоч.представит.органа муниц. образ.,депут.,членов иных выборных органов и выборн.должн.лиц.,основан.и порядок прекращен.полномоч.указан.органов.6)виды ответствен.7)порядок формирован.,утвержд.и исполнен.местного бюджета,порядок контроля за его исполнен.8)порядок внесен.изменен.и дополнен.в устав муницип.образов.

38.Теории местного самоуправления. Теории о местн.самоупр.появл.в перв.пол.19века на основе рассужден.о взаимоотношен.личности и гос-ва,местных и центральн.органов власти в услов.демократич.гос-ва и самодержавия.Больш.вклад в развит.теорий внесли Токвиль,Штейн,Васильчиков,Чечерин,Лазаревский.(считал,что существ.4 теор.самоуправлен.:теор.свободн.общины;хоз.и обществен.теор.; самоуправ ляющаяся единица как юр.лицо;политические) Теория свободной общины была разраб.немецкими учен.в нач.19века.Они обосновали необход. ограничения вмешательства гос-ва в дела общин.Община первична,гос-во вторично,т.к.оно появл.в результ.объединен.общин по экономич.и политич. мотивам.В догосуд.период община явл.независимой,самостоят.единицей в реш.всех задач.Она свободна от внешнего влияния.Сторонники этой теор. стояли на позиц.независимости общины от гос-ва. Хозяйственная и обществен.теория: самоуправлен.-заведование делами хоз-ва.ЕЕ сторонники утверждали,что собствен.дела общины-это дело общин.хоз-ва и что самоуправл.-управление делами местного хоз-ва.На первый план выдвиг.дела хозяйственного хар-ра.Основывалась на противопоставлен.гос-ва обществу. Государств.теор.самоуправления: разраб.Лоренцем,Штейном.Органы местн.самоупр.явл.,по существу,органами гос.управл.,что их компетенц. явл.не особенной,естествен.,а целиком создается и регулир.гос-вом. Самоуправл.-гос.упр.Они доказывали,что предметы ведения, составляющ. компетенц.местн.самоупр.входят в задачи гос.упр. Политические теории: сущность местн.самоуправл.заключ.в том,что оно осуществл.почетными представителями местного населен.,выполняющими свои обязан.безвозм. Майер смягчил эту теор.и сформулир.так-сущность самоупр.заключ.в выполнен.в нем должностных функций лишь в порядке побочных,неосновн. занятий.

39.Основн.направления развит.муниципальн.финансов. Фин.основа местн.самоупр.непосредствен.связана с экономич.основой и явл.ее составн.частью.Финансы обеспечив.хоз.самостоят.,служат удовлетвор. Потребност.населен.муницип.образован.,созданию услов.его жизнедеят., оказыв.влиян.на экономич.и финанс.положение в стране вцелом. Фин.ресурс совокупн.отношен.,складывающихся по поводу местного бюджета,внебюдж. Фондов,фин.рес.муницип.предприят.,ссуд,займов,ср-в от продажи муницип. собствен.Фин.рес.должны сопоставл.с объемом компетенц.местн.самоупр. ФЗ устанавлив.стр-ру местных финансов:ср-ва местного бюджета; гос. и муницип.цен.бум.и др.фин.ср-ва. Финансы- неотъемлимая часть ден.отнош. гос-ва и местн.самоуправл.с обществом,кот.всегда выступ.в юр.форме. Местн бюджет -совокупн.регулируемых нормами права обществен.отнош., складыв. По поводу формирован.и компетенц.местного самоупр.Местн.бюдж.имеют важн.значен.в обеспечен.комплексного развит.территорий,повышен.жизн. уровня граждан.Он состоит из доходов и расходов.Доходная часть состоит из собствен.и регулирующих доходов,дотаций,дотаций,субвенций,субсидий, заемных ср-в.Доходы также формир.за счет:поступлен.от использ.муницип. собствен.;от платных услуг;ассигнаций на финансирование осуществления отдельн.гос.полномочий.Собственные дох.-виды доходов,закрепленные на постоян.основе полностью или частично за местными бюджетами(состоят из налоговых и неналоговых доходов).Местные налоги и сборы(земельный налог,на имущ.физ.лиц.,на рекламу,на наследование и дарение,местные лицензионные сборы).Вопросы по установлен.местных нал.и сборов стали чаще рассматрив.органами мест.самоупр.,т.к.они стремяться увеличить доход.часть своего бюджета.Расходы-денежд.ср-ва,направляемые на фин. обеспечен.задач и функций местного самоуправл. Исследован.финанс.основы местн.самоуправл.позволило выявить ряд правовых проблем,оказывающих влияние на достаточность и устойчивость местн.бюджета.В нашей стране фактически не ведется поиск доп.источников доходов местн.бюдж.за счет расшир.промышлен.пр-ва,относящегося к различн.формам собственности. Законодатели в основном сосредоточены на перераспредел.ср-в.До настоящ. врем.не разработан сбалансирован.механизм межбюдж.отнош.в стране. Налог.и фин.законодат.часто подвергается изменениям и дополнен.,в результ.чего появл.нормы,противореч.др.другу,утрачивается стабильность поступл.ср-в в бюджеты.Пока не установлены доминирующ.источн.доходов,с пом.кот.можно было бы профинансир.расх.в полном объеме. Считают,что было бы целесообразно принять единый бюджетно-налог.кодекс.

40.Понят.муницип.собствен.Ее место в экономич.сист.РФ. Формиров.муниц.собст.осуществл.путем разгранич.собствен.,приватизации, создан.новых объектов,передачи,приобретен.в результ.купли-прод.,дарения. Этот процесс во многом зависит от реш.пробл.разгранич.собствен.м-у РФ, ее субъектами,субъектами РФ и муницип.образован.Все законы о местном самоуправл.предусматрив.возможность пополнен.муницип.собствен.за счет гос.,передаваемой муниципальным образованиям.Одним из важнейших способов формиров.муницип.собствен.явл.создан.этой собствен.путем строит.производств.объектов,приносящих прибыль.В России наблюд. неравномерн.развитие производств.мощностей-налогооблаг.база недостаточна во многих регионах.Приватизация муницип.собств.явл.одним из важнейших элементов,обеспечивающих укрепление экономич.основы местн.самоупр.в услов.рыночн.экономики.Это экономич.способ приумнож. фин.ресурсов,сочетающийся с мерами администрат-прав хар-ра.Доходы от приватизац.объектов муницип.собствен.поступают в полном объеме в местный бюджет.С одной стороны,продажа имущества способств. упрочению фин.ресурсов,с др.стороны,органы местн.самоупр.могут избавиться от убыточных предприят.или объектов и сократить расх.на финансиров.деят.и содержан.этих объектов.В собствен.муницип.образов.может находиться: 1)имущ.,предназнач.для реш.вопрос.местного значен.2)имущ.,предназнач.для осуществл.отдельн.гос.полномоч.,переданных органам местн.самоуправл., в случ.,установл.фед.законами и зак.субъектов РФ.3)имущ.,предназнач.для обеспеч.деят.органов местн.самоупр.и должн.лиц местн.самоуправл., муницип.служащ.,работников муницип.предприят.и учрежден. В собств. поселен.мог.наход.: 1)имущ.,предназн.для электро,тепло,газо,водоснабж. населен,снабж.топливом,освещ.улиц.2)автомоб.дороги общ.пользов.,мосты и др.трансп.инжен.сооруж.в границах насел.пунктов,искл.объекты фед.и региональн.значен.3)жилищн.фонд соц.использов.для обеспеч.малоимущ. гражд.,имущ.необход.для содерж.муницип.жил.фонда.4)пассажирский транспорт.5)имущ.,предназнач.для предупрежд.и ликвидац.последств.чрезв. ситуац.в границах поселен.6)объекты для тушен.пожаров:6)библиотеки: 7)имущ.,для организ.досуга.8)объекты культ.наслед.10)спортивн.объекты. 11)имущ.предназнач.для организ.благоустройства террит.12)для сбора и вывоза бытов.отходов и мусора.13)для организ.ритуальн.услуг и для захоронен.14)земля,отнес.к муниц.собств.в соответств.с ФЗ.15)ввозные объекты.16)леса в границах насел.пунктов. В собствен.муницип.р-нов: (в дополнен.к предыд.)межпоселенч.библиотеки и библиотечн.корректоры. 2)имущ.предназн.для утилизац.и перераб.бытовых и пром.отходов.3)имущ., предназн.для организ.охраны порядка,муницип.милиц.4)для осуществл. экологич.контроля.5)для обеспеч.общедоступн.,бесплатн.образован. 6)для оказ.скор.мед.помощи.7)архивные фонды(кадастр землеустроит.и градостроит.документац.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: