Прилежащие воды: понятие, правовой режим

Развитие морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что 3-мильная ширина территори­ального моря не могла в полной мере защитить права прибрежного государства прежде всего в торговле. Англия стала первым государством, которое расши­рило за пределы своего территориального моря контроль за соблюдением ее таможенного законодатель­ства. С 1736 по 1876 год в Англии были приняты и действовали так называемые "законы о лавировании", направленные против судов, которые курсировали у границ ее территориального моря, имея намерение войти в них с контрабандными целя­ми, как только отсутствие стражи позволит сделать это. Законодательство и договорная практика США тоже развивались на признании прилежащей зоны. Россия 10 декабря 1909 г. установила 12-мильную таможенную зону. СССР и Российская Федерация не устанавливали прилежащей зоны.

Итогом развития этого института явилось включе­ние статей о прилежащей зоне в Конвенцию о террито­риальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24) и в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 33). В указанных статьях есть различия, которые отра­жают развитие международного права за период с 1958 по 1982 год.

Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территори­альному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль. В Кон­венции 1982 года слова "открытого моря" опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориаль­ному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления при­брежным государством 200-мильной исключительной экономической зоны.

Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производит­ся от тех же исходных линий, от которых отсчитыва­ется ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.

Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграци­онного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае — о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государ­ства.

Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и оно может ввести все че­тыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискаль­ную, иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государ­ствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Ко­миссия международного права в комментарии к проек­ту статьи о прилежащей зоне не признала прав при­брежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность тер­мина "безопасность" привела бы на практике к произ­волу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: