Открытое море: понятие, правовой режим

При определении понятия "открытое море" ис­пользуют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономичес­кую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обо­снованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.

Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал: "Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить".

Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время за­креплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.

Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искус­ственные острова и другие установки и свободу науч­ных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государст­вом не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.

Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государ­ство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частнос­ти, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, техни­ческих и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.

Юрисдикция в открытом море. Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права (это нашло отражение в реше­нии Постоянной палаты международного правосудия по делу судна "Лотос" в 1927 г.).

Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага является вопрос об уголов­ной юрисдикции и административной ответственности членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного навигационного инцидента в от­крытом море. Конвенции предусматривают, что при столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо административное пре­следование виновного может быть возбуждено только перед судом или административными властями госу­дарства флага или государства, гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей государства флага.

Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.

Прежде всего, это право военного корабля останав­ливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах, на­пример, в Конвенции по охране подводных телеграф­ных кабелей 1884 года (с 1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предус­матривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.

Военные корабли вправе останавливать и прово­дить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пи­ратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отка­зывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или за­нимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркоти­ческими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.

К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по го­рячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными су­дами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Пресле­дование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориаль­ном море или прилегающей зоне прибрежного государ­ства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государ­ства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила дан­ного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нару­шение тех правил прибрежного государства, для защи­ты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства. Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому пре­следование по горячим следам применяется (с соответ­ствующими изменениями) к нарушениям в исключи­тельной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства в отношении этих пространств.

Обеспечение безопасности мореплавания. К обязаннос­тям государства флага в открытом море относится приня­тие всех необходимых мер, обеспечивающих безопас­ность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектова­ния, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столк­новения. Конкретные нормы содержатся в международ­ных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регули­руются Конвенцией о подготовке и дипломировании мо­ряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкнове­ний, содержатся в Конвенции о международных прави­лах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).

Обе Конвенции — 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) — предусматривают, что каждое государство вме­няет капитану судна, плавающего под его флагом, сле­дующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) сле­дование со всей возможной скоростью на помощь терпя­щему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкрет­ные вопросы оказания помощи регулируются Конвен­цией по поиску и спасанию на море 1979 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: