Государства

Слово «конституция» в переводе с латинского – установление, строение. Конституция – это основной закон государства, определяющий организацию государственной власти, закрепляющий права и свободы индивида, его взаимоотношения с государством и обществом.

В настоящий момент в стране действует Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г. На референдуме 24 ноября 1996 г., а также на республиканском референдуме 17 октября 2004 г. в Конституцию были внесены изменения и дополнения. Конституция провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

С начала 1990-х гг. правовая система Беларуси переживает коренную трансформацию. По правовым преобразованиям Беларусь опережает некоторые страны СНГ и Балтии. Правовая система Беларуси близка российской. Это объясняется стремлением двух народов к интеграции, вплоть до создания единого Союзного государства. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Согласно ст. 12 Устава Союза Беларуси и России в правовой сфере задачами Союза являются унификация и согласованное развитие законодательства государств – участников Союза.

Основным источником права в стране является Конституция, на основании которой создаются законы и другие нормативные правовые акты. В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права, приводя в соответствие им текущее законодательство.

Право это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм и правил поведения, выступающих регуляторами общественных отношений.

Право устанавливает права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносит определенный порядок в общество и государство, способствует их эффективности и активности, выступает критерием должного поведения людей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. Право является мерой свободы человека, оно ставит преграды для нежелательного поведения, не навязывая определенных моделей поведения. За человеком остается право и свобода выбора и решения. Конституцией устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Любая конституция обладает юридическими, политическими и идеологическими свойствами. Юридические свойства: стабильность, устойчивость; обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам; на ее основе формируется вся система текущего законодательства. Политические свойства: содержит ориентиры развития государства и общества, определяет направления движения всех участников политического процесса, как политический документ может рассматриваться в качестве программы. Идеологические свойства: мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Конституция содержит фундаментальные ценности, к которым относятся: правовое социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократия, свобода, достоинство, семья и т.д. Важным для страны является построение правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, гарантирующее и защищающее свободы и права личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Шагом на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г., Конституция Франции 1789 г., в которых были закреплены некоторые положения правовой государственности. Основные признаки правового государства это: верховенство закона (вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с конституцией, законодательными актами); незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан (взаимоотношения государства и граждан определяются конституцией, устанавливающей их взаимную ответственность, и предоставляющей всем гражданам гражданские, политические права и свободы); равенство всех граждан перед законом ( независимо от занимаемой должности или социального статуса); принцип разделения властей ( разделение властей не даст возможность сконцентрировать всю полноту власти в одних руках). Это даст возможность гражданам контролировать государство.

Контроль, за выполнением статей конституции, осуществляет Конституционный суд, срок полномочий которого 11 лет. Нормативные акты, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

Система органов государственной власти Республики Беларусь включает:

Президента Республики Беларусь, осуществляющего гарантийную, арбитражно-интегративную, контрольную функции. Суть гарантийной функции в том, что Президент является гарантом Конституции, соблюдения прав и свобод граждан. Арбитражно-интегративная заключается в том, что Президент находится над ветвями власти, координируя действия государственных органов, разрешая противоречия между ними. Содержание контрольной функции в том, что Правительство подотчетно перед Президентом, а ряд министерств и ведомств непосредственно подчинены ему;

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является основным законодательным органом. Парламент имеет две палаты: Палату представителей и Совет республики. Палата представителей рассматривает проекты законов в различных сферах государственного регулирования, назначает выборы и принимает отставку Президента и др. Совет республики одобряет или отклоняет законопроекты, отменяет решения местных советов, если они противоречат закону и др.;

Правительство (Совет Министров) осуществляет исполнительную власть. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Работой Правительства руководит Премьер-министр. Правительство выполняет функции руководства системой органов государственной власти. Разработки и реализации основных направлений политики и обеспечения законности, прав и свобод граждан;

Суды представляют судебную власть. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Суд подчиняется только закону. Конституционный суд осуществляет контроль над конституционностью нормативных актов;

Прокуратуру, Комитет государственного контроля. Надзор за точным исполнением законов и других нормативных актов органами исполнительной и судебной власти, а также органов правопорядка. Комитет государственного контроля следит за исполнением бюджета и использованием государственной собственности;

Местные органы управления включают местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные комитеты.

Республика Беларусь – суверенное государство. Различают несколько видов суверенитета: народного, национального и государственного. Государственный суверенитет – такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет это важнейшее свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является абсолютной, высшей и независимой. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами (Конституция РБ ст.18, Декларация о принципах международного права, разработана в соответствии с Уставом ООН, принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 декабря 1970г., Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ от 15 апреля 1994 г).

Народный суверенитет означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов; через представительные органы, его воля является определяющей для проведения внутренней и внешней политики).

Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться с государственной, экономической, социальной и духовной сферах. Нация – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры.

Верховенство власти - отсутствие «двоевластия», конкурирующей власти. Независимость государственной власти – это ее самостоятельность, исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок.

Декларация Верховного Совета РБ о государственном суверенитете была принята 27 июля 1990 г. Она носила рекомендательный характер. Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и республики, подчеркивала самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из них. Неотъемлемым признаком государственного суверенитета является гражданство, право иметь свою финансово-кредитную денежную систему, собственную налоговую и таможенную службы. Необходимым атрибутом государственности является право иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной безопасности. Ставилась цель сделать республику безъядерной зоной, а государство – нейтральным. Декларация закрепила статус территории как единой и неделимой. Согласно Декларации РБ имеет свой герб, флаг, гимн. Важным принципом является разграничение властей (законодательной, исполнительной и судебной), а также уважение прав личности, равенства их перед законом.

Конституционный строй это общественный и государственный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны. Для него характерны черты: подчинение государства праву; признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, которые соответствуют международным принципам и нормам; разделение властей; многообразие форм собственности; политический плюрализм; наличие гражданского общества. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

Демократическое государство – государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм, принцип разделения властей, существует местное самоуправление. Демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». Классическим образцом античной демократии считаются Афины. В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить достойные условия существования для своих граждан; удовлетворяющее их материальные и духовные потребности, необходимость в социальной защищенности.

Республика Беларусь является светским государством (государством, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов) и провозглашено, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 16 Конституции Республики Беларусь). Идея светского государства реализуется в Конституции и законодательстве Республики Беларусь.

Первым законодательным актом, регулирующим государственно-конфессиональные отношения в постсоветской Беларуси, был Закон от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». В настоящее время эти отношения регулируются Законом Республики Беларусь от 31 октября 2002г. «О свободе совести и религиозных организациях». Необходимость принятия нового закона была вызвана рядом обстоятельств.

Действовавший ранее Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» был принят Верховным Советом Республики Беларусь 17 декабря 1992 г. в условиях, когда государство впервые после длительного периода борьбы с религией положило начало строительству цивилизованных отношений с церковью. За прошедшее десятилетие изменилось и отношение к религии в обществе, и само общество; в корне изменилась религиозная ситуация в стране. Количество религиозных организаций за последние 10 лет удвоилось и достигло более 2800 общин и общеконфессиональных формирований. Общины представляют 25 конфессий и религиозных направлений. В то же время не прекращаются попытки распространения в республике ранее неизвестных неокультов, нетрадиционных религиозных учений и деструктивных сект. Действовавший закон о свободе вероисповеданий не содержал правового механизма противодействия этому явлению. За прошедшее десятилетие законодательные акты о свободе вероисповеданий в большинстве стран Восточной Европы были изменены и приобрели все более определенные черты европейской модели государственно-церковных отношений. Назрела необходимость приведения законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в соответствие с новыми реалиями. В связи с этим и была разработана новая редакция Закона.

В преамбуле Закона впервые развивается норма части второй ст. 16 Конституции Республики Беларусь, согласно которой взаимоотношения государства с религиозными организациями регулируются с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Определен порядок регистрации религиозных организаций (ст. 14-19). Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Данное требование не исключает возможность для верующих исповедовать свою религию в частном порядке.

Увеличено до 20 человек количество учредителей религиозной общины, для регистрации монастыря требуется 10 участников.

В ст. 15 определен порядок создания религиозного объединения. Законом предусматривается возможность создания религиозного объединения при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, одна из которых действует в республике не менее 20 лет (религиозные организации, должны быть признаны обществом, а признание приходит по прошествии определенного срока). Они должны доказать свою лояльность обществу, отсутствие антигуманных целей в своей деятельности.

Законом установлено (ст. 15), что религиозные объединения действуют через свои органы управления, следовательно, деятельность органов управления может распространяться только на территорию деятельности религиозных общин, входящих в объединение.

Предусмотрено проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания, поступающих из-за рубежа (ст. 26). Правовое регулирование вопросов, связанных с изданием и распространением печатных и аудио-, видеоматериалов, — правомочие государства. Экспертиза импортируемой религиозной литературы необходима для прекращения поступления в республику тех изданий, которые распространяются деструктивными группами, неокультами и другими псевдорелигиозными организациями

В Законе установлены основания для ликвидации религиозной организации через суд; узаконивается проведение государственной религиоведческой экспертизы уставов и вероучений религиозных общин ранее неизвестных в республике религиозных направлений; одним годом ограничен срок религиозной деятельности в республике иностранных священнослужителей с возможностью дальнейшего его продления; приведен в соответствие с Гражданским кодексом порядок осуществления религиозными организациями предпринимательской деятельности; приведен в соответствие с действующим законодательством порядок проведения религиозных мероприятий в местах под открытым небом и в помещениях, не предназначенных для этих целей (ст.25); приведен перечень нарушений законодательства о свободе совести, за которые виновные привлекаются к ответственности (ст. 31).

Идеология белорусского государства должна основываться на таких общечеловеческих ценностях, как свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести принято понимать право человека исповедовать любую религию (верить в Бога) или не исповедовать никакой религии (быть атеистом), распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление соответствующих культов (обрядов) по этому учению. Свобода совести включает: право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, а также право самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.

Свобода вероисповедания включает: право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.

Более подробно свобода совести и вероисповедания регламентируется Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 31 октября 2002 г. В Законе закреплены следующие основные гарантии свободы совести и вероисповеданий в Республике Беларусь: равноправие граждан независимо от их отношения к религии; светский характер системы государственного образования; равенство религиозных объединений перед законом; запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии; весьма важно признание тайны исповеди — ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу совести и свободу вероисповеданий. Назовем некоторые важнейшие международные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. В ст. 18 этого документа записано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 т., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 т., Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 декабря 1992 г. также признают право гражданина на свободу мысли и религии и свободу выражения своего мнения.

Свобода совести и вероисповедания закреплена и в белорусском законодательстве (Конституция Республики Беларусь в ст. 31). Ст. 16 установлено равенство вероисповеданий перед законом.

На современном этапе взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Долгое время в белорусском государстве (до конца 80-х гг.) статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, а религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей.

Наличие в республике различных конфессий (вероисповеданий), религиозных верований (православие, католицизм, протестантизм и др.) делает эту конституционную норму особенно значимой, так как она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер национального образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке; равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происходящее в последнее время, возвращает обществу его духовные силы, тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одних из важнейших свобод — свободы совести и свободы вероисповедания.

В белорусском обществе государство и церковь, и прежде всего православная, находятся в отношениях социального партнерства, т. е. сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. К таким сферам относятся духовно-нравственная, благотворительность, восстановление церковных зданий и других церковных ценностей в качестве национальных памятников, развитие сотрудничества в период социальных конфликтов и др. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь строятся на началах равноправия в делах, представляющих взаимный интерес.

Формирование идеологии белорусского государства — сложный, трудный, противоречивый и длительный процесс. Необходимо учитывать поликонфессиональность белорусского общества и то обстоятельство, что образ жизни современного человека в целом не является органически ни православным, ни даже религиозным, а поэтому всякие попытки форсирования, нажима, преждевременного административного «внедрения» религии во все сферы жизни общества чреваты серьезным осложнением межконфессиональных и межнациональных отношений. Идеология белорусского государства ориентирована на недопущение в республике разжигания межрелигиозной розни, политизации религии и церкви, предполагает использование потенциала всех конфессий для укрепления нравственно-этических ценностей общества.

Вопросы:

1. Раскройте сущность Конституции, перечислите ее свойства?

2. Назовите виды суверенитета?

3. Назовите важнейшие признаки демократического государства?

4. Какова структура Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., назовите количество статей в ней?

Задания: 1. Пользуясь текстом Конституции Республики Беларусь, проанализируйте систему конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Заполните таблицу:

Личные права Политические права Социально-политические права
     
     

Тесты: 1. Конституция — это:

а) письменное долговое обязательство;

б) документ, разрешающий определенные права в предпринимательской деятельности;

в) совокупность нормативных актов, регулирующих важнейшие вопросы жизни государства и общества.*

Схема 1. Основные обязанности граждан Республики Беларусь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: