Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

В силу того, что установление общих принципов орга­низации системы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст.72) отнесено к совместному веде­нию Российской Федерации и ее субъектов, ст. 5 Феде­рального Закона 2003 г. «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в РФ» определяет, соот­ветственно, полномочия федеральных органов государ­ственной власти в этой сфере.

Всего Закон закрепляет 4 вида таких полномочий, к которым относятся:

1) определение общих принципов организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации, устанав­ливаемых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

2) правовое регулирование по предметам ведения Рос­сийской Федерации и в пределах полномочий Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должност­ных лиц в области местного самоуправления;

3) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности граждан, органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

4) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления при осуществле­нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральны­ми законами в порядке, установленном Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ».

Следует иметь в виду, что, осуществление исполни­тельно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отно­шении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и поряд­ке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федераль­ным законом «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ» и другими федеральными законами.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федера­ции, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Феде­ральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

Что касается полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области мест­ного самоуправления, то статья 6 Федерального Закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ» относит к таковым:

1) правовое регулирование вопросов организации мест­ного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным зако­ном «Об общих принципах организации местного само­управления в РФ»;

2) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и их должностных лиц в об­ласти местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

3) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления по предметам веде­ния субъектов Российской Федерации, а также в преде­лах полномочий органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления при осуществле­нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установлен­ном Федеральным законом «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в РФ».

Как видим, данные нормы в целом аналогичны нор­мам, регламентирующим полномочия органов государ­ственной власти РФ в области местного самоуправле­ния.

Основные особенности полномочий органов государ­ственной власти субъектов РФ в указанной области со­стоят в том, что:

1) полномочия органов государственной власти субъек­тов РФ в сфере местного самоуправления ограничивают­ся сферами ведения субъектов, полномочиями субъектов в сферах совместного ведения с Российской Федерацией и пределами, установленными федеральными законами;

2) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ установление общих принципов организа­ции местного самоуправления относится лишь постоль­ку, поскольку это допускается законом.

В частности, органы государственной власти субъектов РФ вправе:

а) устанавливать ответственность за неисполнение му­ниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 7 Закона 2003 г.);

б) устанавливать границы территорий муниципаль­ных образований (ч. 2 ст. 10 Закона 2003 г.);

в) наделять городские поселения статусом городского округа (ч. 2 ст. 11 Закона 2003г.);

г) изменять границы муниципальных образований (ч. 1 ст. 12 Закона 2003 г.);

д) преобразовывать муниципальные образования (ч. 1 ст. 13 Закона 2003 г.);

е) передавать органам местного самоуправления от­дельные полномочия (ч. 2 ст. 19);

ж) устанавливать административную ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправ­ления порядка и срока письменного ответа на обраще­ния граждан в органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 32 Закона 2003 г.);

з) определять наименование представительного орга­на муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) (ч. 3 ст. 34 Закона 2003 т.);

и) определять в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам- местного самоуправления федеральными за­конами и законами субъектов РФ, условия контракта для главы местной администрации (ч. 3 ст. 37 Закона 2003 г.);

к) устанавливать дополнительные требования к кан­дидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) (ч. 4 ст. 37 Закона 2003 г.);

л) устанавливать предельные нормативы размера оп­латы труда депутатов, членов выборных органов мест­ного самоуправления, выборных должностных лиц мест­ного самоуправления, осуществляющих свои полномо­чия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюд­жетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования (ч. 2 ст. 53 Закона 2003 г.);

м) устанавливать нормативы отчислений от региональ­ных -налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюд­жет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образова­ний (ч. 2 ст. 58 Закона 2003 г.);

н) устанавливать нормативы отчислений от федераль­ных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюд­жет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образова­ний (ч. 4 ст. 59 Закона 2003 г.);

о) устанавливать порядок образования районных фон­дов финансовой поддержки поселений (ч. 4 ст. 60 Зако­на 2003 г.);

п) устанавливать порядок образования районных фон­дов финансовой поддержки муниципальных районов (го­родских округов) (ч. 1 ст. 61 Закона 2003 г.);

р) утверждать методику, по которой распределяются дополнительные субсидии для муниципальных образова­ний (ч. 2 ст. 62 Закона 2003 г.);

с) определять общий размер субвенций, предоставляе­мых из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осу­ществление органами местного самоуправления передан­ных им отдельных государственных полномочий (ч. 1 ст. 63 Закона 2003 г.).

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации в отношении муни­ципальных образований и органов местного самоуправ­ления допускается только в случаях и порядке, установ­ленных Конституцией Российской Федерации, федераль­ными конституционными законами Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ», другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними законами субъектов Рос­сийской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российс­кой Федерации, регулирующих вопросы организации ме­стного самоуправления и устанавливающих права, обя­занности и ответственность органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления, Кон­ституции Российской Федерации, федеральным консти­туционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другим федеральным законам применяются Конститу­ция Российской Федерации, федеральные конституцион­ные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другие федеральные законы.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 17 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» рег­ламентированы следующие полномочия:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муни­ципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципаль­ного образования;

3) создание муниципальных предприятий и учрежде­ний, финансирование муниципальных учреждений, фор­мирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги орга­низаций коммунального комплекса (за исключением та­рифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на под­ключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на под­ключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Полномочия орга­нов местного самоуправления поселений по регулиро­ванию тарифов на товары и услуги организаций ком­мунального комплекса (за исключением тарифов на то­вары и услуги организаций коммунального комплек­са — производителей товаров и услуг в сфере электро-и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов орга­низаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично пере­даваться на основе соглашений между органами мест­ного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав ко­торого входят указанные поселения;

6) организационное и материально-техническое обес­печение подготовки и, проведения муниципальных выбо­ров, местного референдума, голосования по отзыву депу­тата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципаль­ного образования, преобразования муниципального об­разования;

7) принятие и организация выполнения планов и про­грамм комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбо­ра статистических показателей, характеризующих состо­яние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) учреждение печатного средства массовой информа­ции для опубликования муниципальных правовых ак­тов, обсуждения проектов муниципальных правовых ак­тов по вопросам местного значения, доведения до сведе­ния жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной ин­формации;

9) осуществление международных и внешнеэкономи­ческих связей в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления обладают иными полномочиями, указанными в федеральном законодатель­стве и уставах муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполне­нию на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе де­журств) в целях решения вопросов местного значения поселений.

При этом к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки, К выполнению этих работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспо­собные жители поселений и городских округов в свобод­ное от основной работы или учебы время на безвозмезд­ной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не мо­жет составлять более четырех часов подряд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: