Как известно, любая система — это что-то целое, которое состоит из определенных частей, то есть соединение, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.
Система местного самоуправления, прежде всего, представляет собой совокупность субъектов местного самоуправления, то есть совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые взаимодействуют между собой и с.другими субъектами муниципальных отношений в процессе осуществления функций местного самоуправления.
Кроме того, систему местного самоуправления можно определить и классифицировать по другим основаниям, в частности по видам деятельности и по формам деятельности местного самоуправления.
По видам деятельности систему местного самоуправления можно определить как сочетание властной и муниципальной исполнительно-распорядительной деятельности, деятельности государственного административного управления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также деятельности граждан при осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения.
|
|
Властность — это способность и возможность субъектов осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, принуждение, убеждение, традиции и др. Властность и воля в рамках муниципальных образований при осуществлении местного самоуправления формируются через различных субъектов муниципальных правоотношений. Во-первых, через органы местного самоуправления, их должностных лиц. Во-вторых, с помощью населения, жителей соответствующих муниципальных образований, которые в свою очередь обладают избирательным правом и могут быть участниками местных выборов, референдумов, сходов и собраний. В-третьих, через органы территориального общественного самоуправления, к которым можно отнести, например, домовые, уличные комитеты, народные дружины, советы микрорайонов и др. Кроме этого, выражения властности и воли местных сообществ может проявляться через муниципальные предприятия и учреждения, иные организаций, а также посредством обращения, заявления, жалоб, забастовок, митингов, пикетов и через многие другие институты индивидуального волеизъявления.
Что касается муниципальной исполнительно-распорядительной деятельности в системе местного самоуправления, то оно представляет собой деятельность, сочетающую в себе проведение в жизнь законов и муниципально-правовых актов и их исполнение, а также распорядительство и регулирование, использующие юридически-властные полномочия. Управление муниципальным образованием является прерогативой местной администрации и ее органов, в непосредственном ведении и распоряжении которых находятся наиболее существенные атрибуты власти (финансы, муниципальная собственность, средства коммуникации и др.).
|
|
По вопросу деятельности-при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий следует отметить, что в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации государство наделяет органы местного самоуправления конкретными государственными полномочиями и одновременно устанавливает условия, порядок контроля за осуществлением данных полномочий. Примером деятельности органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном уровне, например, является государственная регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования, исполнение органами местного самоуправления законодательных и иных правовых актов органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Относительно деления системы местного самоуправления по формам деятельности местного самоуправления, следует сказать, что в статье 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в России осуществляется в различных организационных формах. В частности в п. 2 указанной статье Основного закона регламентировано, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (примечание; например, сходов граждан, отзыва выборных лиц, роспуска выборного органа) через выборные и другие органы местного самоуправления. Ряд авторов указываю на то, что в своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Изложенное позволяет сказать, что система местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой совокупность подсистем, отражающих в себе системы субъектов местного самоуправления, форм и видов деятельности местного самоуправления.
Единство системы местного самоуправления обосновывается тем, что она основана на принципах организации местного самоуправления, тесно взаимосвязана с функциями, задачами и ролью местного самоуправления, а также строится на исторических и иных местных традициях и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.