Система местного самоуправления

Как известно, любая система — это что-то целое, ко­торое состоит из определенных частей, то есть соедине­ние, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опре­деленную целостность и единство.

Система местного самоуправления, прежде всего, пред­ставляет собой совокупность субъектов местного само­управления, то есть совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые взаи­модействуют между собой и с.другими субъектами муни­ципальных отношений в процессе осуществления функ­ций местного самоуправления.

Кроме того, систему местного самоуправления можно определить и классифицировать по другим основаниям, в частности по видам деятельности и по формам дея­тельности местного самоуправления.

По видам деятельности систему местного самоуправ­ления можно определить как сочетание властной и му­ниципальной исполнительно-распорядительной деятель­ности, деятельности государственного административно­го управления при осуществлении органами местного са­моуправления отдельных государственных полномочий, а также деятельности граждан при осуществлении соб­ственных инициатив по вопросам местного значения.

Властность — это способность и возможность субъек­тов осуществлять свою волю, используя различные ре­сурсы и технологии, включая закон, принуждение, убеж­дение, традиции и др. Властность и воля в рамках муни­ципальных образований при осуществлении местного са­моуправления формируются через различных субъектов муниципальных правоотношений. Во-первых, через орга­ны местного самоуправления, их должностных лиц. Во-вторых, с помощью населения, жителей соответствующих муниципальных образований, которые в свою очередь об­ладают избирательным правом и могут быть участниками местных выборов, референдумов, сходов и собраний. В-третьих, через органы территориального общественного самоуправления, к которым можно отнести, например, домовые, уличные комитеты, народные дружины, советы микрорайонов и др. Кроме этого, выражения властности и воли местных сообществ может проявляться через му­ниципальные предприятия и учреждения, иные органи­заций, а также посредством обращения, заявления, жа­лоб, забастовок, митингов, пикетов и через многие другие институты индивидуального волеизъявления.

Что касается муниципальной исполнительно-распо­рядительной деятельности в системе местного самоуп­равления, то оно представляет собой деятельность, сочетающую в себе проведение в жизнь законов и муниципально-правовых актов и их исполнение, а также рас­порядительство и регулирование, использующие юридически-властные полномочия. Управление муни­ципальным образованием является прерогативой мест­ной администрации и ее органов, в непосредственном ведении и распоряжении которых находятся наиболее существенные атрибуты власти (финансы, муниципаль­ная собственность, средства коммуникации и др.).

По вопросу деятельности-при осуществлении органа­ми местного самоуправления отдельных государственных полномочий следует отметить, что в соответствии с фе­деральными законами и законами субъектов Российской Федерации государство наделяет органы местного само­управления конкретными государственными полномочи­ями и одновременно устанавливает условия, порядок кон­троля за осуществлением данных полномочий. Приме­ром деятельности органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном уровне, например, является государственная регистра­ция актов гражданского состояния на территории муни­ципального образования, исполнение органами местного самоуправления законодательных и иных правовых ак­тов органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации.

Относительно деления системы местного самоуправ­ления по формам деятельности местного самоуправле­ния, следует сказать, что в статье 130 Конституции Рос­сийской Федерации установлено, что местное самоуправ­ление в России осуществляется в различных организа­ционных формах. В частности в п. 2 указанной статье Основного закона регламентировано, что местное само­управление осуществляется гражданами путем референ­дума, выборов, других форм прямого волеизъявления (примечание; например, сходов граждан, отзыва выбор­ных лиц, роспуска выборного органа) через выборные и другие органы местного самоуправления. Ряд авторов указываю на то, что в своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках со­ответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного зна­чения, местной жизни.

Изложенное позволяет сказать, что система местного самоуправления в Российской Федерации представляет собой совокупность подсистем, отражающих в себе сис­темы субъектов местного самоуправления, форм и видов деятельности местного самоуправления.

Единство системы местного самоуправления обосно­вывается тем, что она основана на принципах организа­ции местного самоуправления, тесно взаимосвязана с функциями, задачами и ролью местного самоуправления, а также строится на исторических и иных местных тра­дициях и определяется населением соответствующих му­ниципальных образований самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: