Перемены при Андропове

Как личность Ю. В. Андропов существенно отличался от многих политических деятелей своего времени. Он был человеком острого и цепкого ума, выделялся ответственным отношением к делу, зная реальную ситуацию в стране и обществе. К данной ха­рактеристике можно добавить высокий уровень культуры, личную скромность и бескорыстие. Одновременно с этим, как политик своего времени он был явным представителем жесткой, силовой манеры действий. Наиболее громким делом стало расследование коррупции в МВД СССР. Его итогами стали самоубийство мини­стра Ю. Щелокова и суд над его заместителем, зятем Л. Брежнева Ю. Чурбановым.

Андропов стремился добиться улучшения дел на всех участ­ках социально-экономического развития страны, используя команд­ные методы. Основная ставка делалась на укрепление управленче­ской, трудовой, партийной дисциплины. За 15 месяцев - с середины ноября 1982 г. до середины февраля 1984 г. было сменено 18 союз­ных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК КП союзных республик.

Мероприятия по наведению порядка и дисциплины дали определенный эффект, привели в действие ряд резервов, позволи­ли временно заблокировать развитие негативных тенденций. В 1983 г. статистикой были зафиксированы самые высокие темпы развития экономики страны с начала 80-х гг. Если в 1981-1982 гг. они составили 3,1 проц., то в 1983 г. - 4,2 проц.

Как политик Андропов реалистически оценивал социаль­но-политическое положение страны. Им была высказана мысль о значительности исторической дистанции, отделявшей страну от высшей стадии коммунистической формации. Андропов был ини­циатором идеи школьной реформы, выдвигал предложения по кадровой политике, разграничению властных функций партии и Советов, идеологической работе. Его болезнь изменила соотноше­ние сил в пользу консервативного крыла высшего партийного ру­ководства. С конца сентября 1983 г. функции первого лица стал выполнять К.У. Черненко, Ю.В. Андропов быстро угасал, смерть наступила в феврале 1984 г. По ряду данных, не исключено, что, проживи он дольше, модернизация советского социума могла бы пойти по китайскому варианту - т. е. постепенно и медленно, но в направлении либерализации общественных отношений. Многие факты, в частности реакция общества на политику Ю. Андропова, свидетельствуют,

что большинство населения страны к середине 80-х годов продолжало оставаться приверженцами идеи общества социального равенства.

Считая, что «именно партия была и остается той могучей творческой, мобилизующей силой, которая обеспечивает непрерывное движение вперед на всех направлениях общественного прогресса», Андропов решил еще раз обратить внимание на «уче­ние Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического стро­ительства в СССР», о чем и поведал в специальной статье тож­дественного названия, опубликованной в начале 1983 г. Наряду с догмами она содержала и новые подходы к решению назрев­ших проблем советского общества. Утверждая, что наш век — «век следующих одна за другой побед марксизма, его возрастающего воздействия на обществен­ное развитие», лидер страны не раскрыл кризисных явлений, поразивших не только советское общество, но и социалистиче­скую систему в целом. Марксизм-ленинизм не подвергался со­мнению как основополагающее учение о социалистическом стро­ительстве. Более того, по мнению Генерального секретаря ЦК КПСС, «человечество не ведало о самом себе и малой доли того, что оно узнало благодаря марксизму».

Автор статьи вынужден был констатировать, что «конкрет­ные исторические пути становления социализма пролегли не во всем так, как предполагали основоположники нашей рево­люционной теории». Отстаивая главное воплощение марксизма — «уничтожение частной собственности», Ю.В.Андропов предупреждал, что «это длительный многоплановый процесс, который не следует упро­щать».Затрагивая вопрос об экономии, рациональном использова­нии материальных, финансовых, трудовых ресурсов, от реше­ния которого в большей степени зависело развитие страны, в статье повторялись не срабатывающие на практике марксист­ские догмы. Суть экономии «в бережливом отношении к обще­народному достоянию, в инициативном и энергичном его пре­умножении». Ни слова не говоря о материальной заинтересо­ванности, личной выгоде, хозяйской рачительности, Андропов подчеркнул главное: «...наша работа, направленная на совер­шенствование и перестройку хозяйственного механизма, форм и методов управления, отстала от требований, предъявляемых достигнутым уровнем материально-технического, социального, духовного развития советского общества», предупреждая «от вся­кого рода попыток управлять экономикой чуждыми ее природе методами», особенно «коммунистическим декретированием». Продолжая проповедовать основной лозунг социализма

«от каж­дого — по способности, каждому — по труду», Андропов прекрас­но знал, что никогда советский человек не получал по труду, что и рождало пассивность его производственной деятельности и активность в партийной карьере.

Практика жизни показывала, что роль партии «по улучше­нию управления, повышению организованности, деловитости, плановой и государственной дисциплины» привела к диктату партийно-административного аппарата. Упрочение основ, на ко­торых «зиждется социалистический образ жизни» также прово­дилось волевыми командными методами. Теоретизируя о партии как залоге «осуществления программы коммунистического строительства», Ю.В.Андропов продолжал развитие догмы о роли КПСС, которая «уделяет повседневное внимание созданию условий, развязывающих творческую само­деятельность трудящихся, их социальную активность, раздви­гающих рамки самостоятельности промышленных предприятий, совхозов, колхозов». Панацеей от всех проблем Генсек считал совершенствова­ние идеологии, развитие марксизма-ленинизма. «И чтобы не отстать от жизни, коммунисты должны во всех направлениях двигать и обогащать учение Маркса...»

Важнейшей задачей нового лидера было создание своей ко­манды, ибо без кадровых перемен ему трудно было бы вопло­щать свои идеи, да и укрепить свои позиции в партаппарате. В состав Политбюро ЦК КПСС были введены Г.Л.Алиев (пер­вый секретарь ЦК Компартии Азербайджана), назначенный в ноябре 1982 г. первым заместителем Председателя Совета Ми­нистров СССР; В.И.Воротников — председатель Совета Минист­ров РСФСР; М.С.Соломенцев — председатель Комитета пар­тийного контроля при ЦК КПСС. Кандидатом в члены Полит­бюро стал председатель КГБ СССР В.М.Чебриков.

Итак, в Политбюро наряду с «гвардией Ильича» — В.Гриши­ным, Г.Романовым, Н.Тихоновым, К.Черненко — вошли и со­ратники «железного Феликса» — три генерала КГБ во главе с маршалом — Генеральным секретарем ЦК, которого поддер­живал его друг, министр обороны СССР Д.Ф.Устинов. Замет­ной фигурой при Андропове становился его земляк, работав­ший с 1978 г. секретарем ЦК, М.С.Горбачев, который в отсут­ствие Генерального часто вел Политбюро.

На одну из ключевых должностей аппарата ЦК — заведую­щим отдела организационно-партийной работы — был постав­лен первый секретарь Томского обкома КПСС Е. К Лигачев, за­тем избранный секретарем ЦК.

«Человек феноменально актив­ный, жесткий, обладающий несворачиваемой целеустремлен­ностью мощного танка, — как характеризовал его коллега по

команде Н.И.Рыжков, —...постепенно и ненасильно менял ру­ководителей областных и краевых партийных организаций». За 15 месяцев (с середины

ноября 1982 г. по середину февраля 1984 г.) было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК компартий союзных республик. Таких темпов кадровой ро­тации не было с 30-х годов, и все же, по мнению,близкого к Генеральному секретарю ЦК,академика Г.А.Арбатова, «Андро­пов просто не знал и не видел людей, которые могли бы заме­нить тех, кто достался ему по наследству... Андропов, хотя сам был другим, десятилетия жил и рос среди типичной для тех лет номенклатуры и... просто не представлял себе ее массовой за­мены. Как и раньше, он скорее рассчитывал на то, что повысив и приблизив к себе нескольких человек, сможет компенсиро­вать слабости остальных и решит проблему». Не ограничиваясь кадровыми перестановками, Ю.В.Андро­пов начинает борьбу с коррупцией в партийно-советском аппа­рате, порожденной безответственностью и абсолютной безна­казанностью в брежневское правление. Тогда административ­ным органам рекомендовалось не заводить каких-либо «дел» на партийно-советских руководителей. 11 декабря 1982 г. «Прав­да» опубликовала сообщение о заседании Политбюро, посвя­щенном обсуждению писем трудящихся, недовольных беспорядками на производстве, нарушениями в распределении жилья, приписками, расхищением государственной собственности и другими противоправными действиями. Предложения по уси­лению санкций в отношении нарушений законности и спра­ведливости демонстрировали намерение нового руководства страны энергично бороться со всеми видами преступной дея­тельности невзирая на лица. Однако кампания против коррупции скоро затихла. Но уси­лилась борьба за укрепление дисциплины. «...Без должной дис­циплины, — отмечал Ю.В.Андропов на встрече с коллективом московского завода им.С.Орджоникидзе в декабре 1982 г., — трудовой, плановой, государственной мы быстро идти вперед не сможем. Наведение порядка действительно не требует ка­ких-либо капиталовложений, а эффект дает огромный». Требо­вания Генсека вылились в «отлов» опоздавших на проходных, прогульщиков — в магазинах, кинотеатрах, банях. И все же внеш­ний положительный эффект не внес решающих перемен в жизнь страны. Необходимы были кардинальные экономические ме­ры, которые пробудили бы трудовую активность народных масс. В июне 1983 г.

на сессии Верховного Совета СССР был при­нят закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Но при существующей идеологизации

советского общества приори­тетными оставались командные методы партийно-администра­тивного аппарата, а не инициатива самих трудящихся.

16 июня Андропов был избран Председателем Прези­диума Верховного Совета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: