Как личность Ю. В. Андропов существенно отличался от многих политических деятелей своего времени. Он был человеком острого и цепкого ума, выделялся ответственным отношением к делу, зная реальную ситуацию в стране и обществе. К данной характеристике можно добавить высокий уровень культуры, личную скромность и бескорыстие. Одновременно с этим, как политик своего времени он был явным представителем жесткой, силовой манеры действий. Наиболее громким делом стало расследование коррупции в МВД СССР. Его итогами стали самоубийство министра Ю. Щелокова и суд над его заместителем, зятем Л. Брежнева Ю. Чурбановым.
Андропов стремился добиться улучшения дел на всех участках социально-экономического развития страны, используя командные методы. Основная ставка делалась на укрепление управленческой, трудовой, партийной дисциплины. За 15 месяцев - с середины ноября 1982 г. до середины февраля 1984 г. было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК КП союзных республик.
|
|
Мероприятия по наведению порядка и дисциплины дали определенный эффект, привели в действие ряд резервов, позволили временно заблокировать развитие негативных тенденций. В 1983 г. статистикой были зафиксированы самые высокие темпы развития экономики страны с начала 80-х гг. Если в 1981-1982 гг. они составили 3,1 проц., то в 1983 г. - 4,2 проц.
Как политик Андропов реалистически оценивал социально-политическое положение страны. Им была высказана мысль о значительности исторической дистанции, отделявшей страну от высшей стадии коммунистической формации. Андропов был инициатором идеи школьной реформы, выдвигал предложения по кадровой политике, разграничению властных функций партии и Советов, идеологической работе. Его болезнь изменила соотношение сил в пользу консервативного крыла высшего партийного руководства. С конца сентября 1983 г. функции первого лица стал выполнять К.У. Черненко, Ю.В. Андропов быстро угасал, смерть наступила в феврале 1984 г. По ряду данных, не исключено, что, проживи он дольше, модернизация советского социума могла бы пойти по китайскому варианту - т. е. постепенно и медленно, но в направлении либерализации общественных отношений. Многие факты, в частности реакция общества на политику Ю. Андропова, свидетельствуют,
что большинство населения страны к середине 80-х годов продолжало оставаться приверженцами идеи общества социального равенства.
Считая, что «именно партия была и остается той могучей творческой, мобилизующей силой, которая обеспечивает непрерывное движение вперед на всех направлениях общественного прогресса», Андропов решил еще раз обратить внимание на «учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР», о чем и поведал в специальной статье тождественного названия, опубликованной в начале 1983 г. Наряду с догмами она содержала и новые подходы к решению назревших проблем советского общества. Утверждая, что наш век — «век следующих одна за другой побед марксизма, его возрастающего воздействия на общественное развитие», лидер страны не раскрыл кризисных явлений, поразивших не только советское общество, но и социалистическую систему в целом. Марксизм-ленинизм не подвергался сомнению как основополагающее учение о социалистическом строительстве. Более того, по мнению Генерального секретаря ЦК КПСС, «человечество не ведало о самом себе и малой доли того, что оно узнало благодаря марксизму».
|
|
Автор статьи вынужден был констатировать, что «конкретные исторические пути становления социализма пролегли не во всем так, как предполагали основоположники нашей революционной теории». Отстаивая главное воплощение марксизма — «уничтожение частной собственности», Ю.В.Андропов предупреждал, что «это длительный многоплановый процесс, который не следует упрощать».Затрагивая вопрос об экономии, рациональном использовании материальных, финансовых, трудовых ресурсов, от решения которого в большей степени зависело развитие страны, в статье повторялись не срабатывающие на практике марксистские догмы. Суть экономии «в бережливом отношении к общенародному достоянию, в инициативном и энергичном его преумножении». Ни слова не говоря о материальной заинтересованности, личной выгоде, хозяйской рачительности, Андропов подчеркнул главное: «...наша работа, направленная на совершенствование и перестройку хозяйственного механизма, форм и методов управления, отстала от требований, предъявляемых достигнутым уровнем материально-технического, социального, духовного развития советского общества», предупреждая «от всякого рода попыток управлять экономикой чуждыми ее природе методами», особенно «коммунистическим декретированием». Продолжая проповедовать основной лозунг социализма
«от каждого — по способности, каждому — по труду», Андропов прекрасно знал, что никогда советский человек не получал по труду, что и рождало пассивность его производственной деятельности и активность в партийной карьере.
Практика жизни показывала, что роль партии «по улучшению управления, повышению организованности, деловитости, плановой и государственной дисциплины» привела к диктату партийно-административного аппарата. Упрочение основ, на которых «зиждется социалистический образ жизни» также проводилось волевыми командными методами. Теоретизируя о партии как залоге «осуществления программы коммунистического строительства», Ю.В.Андропов продолжал развитие догмы о роли КПСС, которая «уделяет повседневное внимание созданию условий, развязывающих творческую самодеятельность трудящихся, их социальную активность, раздвигающих рамки самостоятельности промышленных предприятий, совхозов, колхозов». Панацеей от всех проблем Генсек считал совершенствование идеологии, развитие марксизма-ленинизма. «И чтобы не отстать от жизни, коммунисты должны во всех направлениях двигать и обогащать учение Маркса...»
Важнейшей задачей нового лидера было создание своей команды, ибо без кадровых перемен ему трудно было бы воплощать свои идеи, да и укрепить свои позиции в партаппарате. В состав Политбюро ЦК КПСС были введены Г.Л.Алиев (первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана), назначенный в ноябре 1982 г. первым заместителем Председателя Совета Министров СССР; В.И.Воротников — председатель Совета Министров РСФСР; М.С.Соломенцев — председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Кандидатом в члены Политбюро стал председатель КГБ СССР В.М.Чебриков.
|
|
Итак, в Политбюро наряду с «гвардией Ильича» — В.Гришиным, Г.Романовым, Н.Тихоновым, К.Черненко — вошли и соратники «железного Феликса» — три генерала КГБ во главе с маршалом — Генеральным секретарем ЦК, которого поддерживал его друг, министр обороны СССР Д.Ф.Устинов. Заметной фигурой при Андропове становился его земляк, работавший с 1978 г. секретарем ЦК, М.С.Горбачев, который в отсутствие Генерального часто вел Политбюро.
На одну из ключевых должностей аппарата ЦК — заведующим отдела организационно-партийной работы — был поставлен первый секретарь Томского обкома КПСС Е. К Лигачев, затем избранный секретарем ЦК.
«Человек феноменально активный, жесткий, обладающий несворачиваемой целеустремленностью мощного танка, — как характеризовал его коллега по
команде Н.И.Рыжков, —...постепенно и ненасильно менял руководителей областных и краевых партийных организаций». За 15 месяцев (с середины
ноября 1982 г. по середину февраля 1984 г.) было сменено 18 союзных министров и приравненных к ним лиц, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК компартий союзных республик. Таких темпов кадровой ротации не было с 30-х годов, и все же, по мнению,близкого к Генеральному секретарю ЦК,академика Г.А.Арбатова, «Андропов просто не знал и не видел людей, которые могли бы заменить тех, кто достался ему по наследству... Андропов, хотя сам был другим, десятилетия жил и рос среди типичной для тех лет номенклатуры и... просто не представлял себе ее массовой замены. Как и раньше, он скорее рассчитывал на то, что повысив и приблизив к себе нескольких человек, сможет компенсировать слабости остальных и решит проблему». Не ограничиваясь кадровыми перестановками, Ю.В.Андропов начинает борьбу с коррупцией в партийно-советском аппарате, порожденной безответственностью и абсолютной безнаказанностью в брежневское правление. Тогда административным органам рекомендовалось не заводить каких-либо «дел» на партийно-советских руководителей. 11 декабря 1982 г. «Правда» опубликовала сообщение о заседании Политбюро, посвященном обсуждению писем трудящихся, недовольных беспорядками на производстве, нарушениями в распределении жилья, приписками, расхищением государственной собственности и другими противоправными действиями. Предложения по усилению санкций в отношении нарушений законности и справедливости демонстрировали намерение нового руководства страны энергично бороться со всеми видами преступной деятельности невзирая на лица. Однако кампания против коррупции скоро затихла. Но усилилась борьба за укрепление дисциплины. «...Без должной дисциплины, — отмечал Ю.В.Андропов на встрече с коллективом московского завода им.С.Орджоникидзе в декабре 1982 г., — трудовой, плановой, государственной мы быстро идти вперед не сможем. Наведение порядка действительно не требует каких-либо капиталовложений, а эффект дает огромный». Требования Генсека вылились в «отлов» опоздавших на проходных, прогульщиков — в магазинах, кинотеатрах, банях. И все же внешний положительный эффект не внес решающих перемен в жизнь страны. Необходимы были кардинальные экономические меры, которые пробудили бы трудовую активность народных масс. В июне 1983 г.
|
|
на сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Но при существующей идеологизации
советского общества приоритетными оставались командные методы партийно-административного аппарата, а не инициатива самих трудящихся.
16 июня Андропов был избран Председателем Президиума Верховного Совета.