Семинарское занятие № 3. Тема:«Феноменология психологического конфликта»

Тема: «Феноменология психологического конфликта»

Цель: Расширение знаний студентов о феноменологии личностного конфликта и основных концепциях личностного конфликта.

Время: 2 часа + 4 часа СУРС

Тип: просеминар.

Дидактическое обеспечение:

*Мультимедийный проектор для презентации докладов;

* Раздаточный материал – таблицы:

Автор концепции Название концепции Год популяризации Сущность концепции
       

Теоретический базис

Сущность, структура и типология внутриличностных конфликтов. Концепции внутриличностных конфликтов (З. Фрейд, К. Хорни, К.Г. Юнг, Г.Салливан, Дж. Адамс, Г.Хоманс, А. Адлер и др.). Конфликт и невроз; теория невротической личности. Конфликт и стресс. Детерминанты внутриличностных конфликтов. Механизмы развития личностного конфликта. Психологические защиты.

Задания на самоподготовку:

1. Ознакомиться с теорией бессознательного З. Фрейда и дать характеристику трех инстанций человеческой психики «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego) в их взаимодействии с позиций развития личностного конфликта. Описать способы определения личностного конфликта по З. Фрейду [6].

2. Ознакомиться с постфрейдисткими концепциями конфликта А. Адлера, К.Г. Юнга, Э. Фромма, К. Левина, Л.Фестингера, Э. Эриксона, К. Хорни [1,2,3,4,5] и др. Описать сущность когнитивного диссонанса и основные кризисы возраста, провоцирующие конфликты. Подготовить рефераты и презентацию следующих тем (студент выбирает одну на выбор):

* Многослойность личности в теории бессознательного З. Фрейда;

* Основные личностные противоречия (по З. Фрейду);

* Способы преодоления личностного конфликта;

* Комплекс неполноценности как основа личностного конфликта в концепции А.Адлера;

* Конфликтная природа личностной установки в теории К.Г. Юнга;

* Ролевые конфликты в теориях Дж. Мида и Ч. Кули, Э. Берна;

* Теория образов в исследованиях школы Курта Левина;

* Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера;

* Кризисы возраста в исследованиях Э. Эриксона;

* Генезис внутриличностного конфликта;

* Экзистенциальный конфликт в теории В. Франкла;

* Личностный конфликт в трудах бихевиористов (Д. Скинер) и необиохевиористов (Н.Миллер, Дж. Доллард):

* Конфликт ролей в интеракционизме А. Голднера;

* Острые противоречия внутри личности с позиций психосинтеза Р. Ассаджоли;

* Феноменология личностного конфликта в исследованиях А. Лурия.

3. Выполнить контрольное тестовое задание.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 1999, С. 280 – 299.

2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов/Дон, 1999. 480 с.

3. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. Запорожье, 1997. 280 с.

4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина.СПб., 1999. 448 с.

5. Психология конфликта: Хрестоматия / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2001. 640 с.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1999. 456 с.

7. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. К., 2001.224 с.

Дополнительная:

1. Гришина Н. Психология конфликта. СПб, 2004.

2. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2000.

3. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. К., 2007.

4. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2001.

5. Русынка И.И. Конфликтология. Психотехнологии предупреждения и управления конфликтами. К., 2007.

6. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешения. Мн., 1996.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто из ученых рассматривал личностный конфликт как борьбу мотивов?

2. Назовите показатели личностного конфликта;

3. В чем суть адаптационного конфликта?

4. К какому типу конфликтов относится конфликт между желанием и долгом?

5. Какую роль в личностном конфликте играет самооценка?

6. Каковы особенности переживания личностного конфликта?

7. Какие типы личностных конфликтов выделял В.Н. Мясищев?

8. В чем суть обессивно-психастенического типа личностного конфликта?

9. Каковы механизмы вовлечения человека в состояние личностного конфликта?

10. В чем суть конфликта типа «удаление – удаление»?.

11. Что такое концепция депривации?

12. Каков генезис личностного конфликта?

13. Каковы механизмы разрешения внутриличностных конфликтов?

14. Какие существуют условия предупреждения внутриличностных конфликтов?

15. Какие существуют факторы конструктивного разрешения внутриличностного конфликта?

16. Что представляет собой невротический конфликт?

17. Каковы последствия внутриличностного конфликта для человека?

Ход семинарского занятия

1. Вступительное слово преподавателя о роли внутриличностных конфликтов в жизнедеятельности человека.

2. Инструктаж о регламенте проведения докладов – презентаций студентов.

3. Доклады – презентации студентов (см. тематику докладов в п.1.): 5 -7 минут.

4. Обсуждение докладов.

5. Подведение итогов семинарского занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: