Религиозно-политические конфликты

Религия способствует обоснованию и поддержанию общественных ценностей, в том числе и политических, что влияет на отношение общества к закону и власти. Религиозные организации принимают участие в политическом процессе через активную идеологическую деятельность. Такая взаимосвязь религии и политики обусловлена тем, что для большинства людей религиозная вера является частью национальной культуры и неотделима от образа жизни и основ социально-политического устройства общества. В современном мире речь может идти о трех основных формах взаимодействия религии и политики.

Во-первых, об использовании религии в политических целях. Во-вторых, о влиянии религии на политику в рамках установленных законом или общепринятых процедур. В-третьих, о сакрализации политических институтов. В качестве примера можно привести Японию, где национальная религия - синтоизм - является духовной основой японских политических институтов. Существует ряд факторов, которые могут привести к возникновению религиозных конфликтов. С.А. Ланцов выделяет следующие:

Поликонфессиональный характер государства. Наиболее ярким примером действия этого фактора может служить ситуация в Ливане. Ливан - уникальная страна по конфессиональному составу, в нем проживают более двадцати религиозных групп, среди которых основную часть составляют мусульмане (сунниты, шииты, друзы), около 25 % ливанских арабов - христиане-марониты. В 1943 г., когда Ливан стал независимой республикой, был заключен негласный Национальный пакт, который предусматривал систему распределения высших должностей в зависимости от принадлежности к религиозной общине (президент республики - христианин, премьер-министр - мусульманин-суннит, а председатель парламента - мусульманин-шиит). Подобная ситуация до сих пор вызывает как внутреннюю, так и внешнюю нестабильность в Ливане.

Особенности государственного строительства. Большинство стран Азии и Африки долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад.

Дискриминация отдельных религиозных групп населения, проявляющаяся в социально-экономическом неравенстве, а также в преобладании в политической элите страны представителей определенной конфессии. Такая ситуация сложилась, например, в Ираке, где исторически господствовало арабское суннитское меньшинство, в то время как большая часть арабского населения была представлена шиитами; кроме того, на севере страны проживают курды.

Экономическая, военная идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне. Особую роль этот фактор может сыграть в том случае, если на территории двух и более государств проживают приверженцы одной религии. Действие этого фактора становится очевидным при рассмотрении проблемы сепаратистского движения в индийских штатах Джамму и Кашмир.

Вмешательство одних государств в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев. В качестве примера можно привести ирано-иракский конфликт, начавшийся в 1980-1988 гг. Причиной этого конфликта стали соперничество за доминирование в регионе, а также экономические интересы - борьба за нефтяные месторождения в зоне Персидского залива.

Причины религиозных конфликтов можно также представить как комплекс региональных противоречий исторического, территориального, политического, социально-культурного и иного свойства, способного, при определенных условиях, реализоваться в форме конфессионального конфликта с массированным применением насилия.

1.Конфликты, в основе которых лежит требование политической автономии или даже полного отделения инорелигиозных крупных этносов или религиозных общин

2.Конфликты, вызванные религиозно окрашенными движениями мелких этнических групп.

3.Конфликты, вызванные ирредентистскими устремлениями народа, оказавшегося разделенным в результате миграционных процессов, изменения государственных границ и т.д.

4.Конфликты, в основе которых лежат противоречия на религиозно-общинной почве.

5.Конфликты, возникающие на основе абсолютизации, универсализации какой-либо религии.

26. Этика управления политическим конфликтом

В управлении политическим конфликтом очень велико значение этических норм и регуляторов. Именно нравственно-мировоззренческая система этих норм определяет общественную и индивидуальную моральную оценку целей и средств политического противоборства, их соотнесения с категориями добра и зла, оправдание, осуждение и уровень поддержки «справедливой» или «несправедливой» позиции в конфликте, «правоты» и «неправоты» его участников и т. д.; то есть, в конечном счете, духовную мотивацию политической деятельности.

Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности. Предметом: гос.власть,полит.статус социальных групп и т.д. Особенности политического конфликта:1) непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определенной социальной общности. Следовательно, политический конфликт — это всегда организованный, институциональный конфликт.2) борьба за власть, властные полномочия. Власть в обществе — это одно из действенных средств и способов управления другими людьми и достижения своих целей.3)К особенностям политического конфликта можно также отнести его ценностный аспект, который имеет идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В горизонтальных политических конфликтах борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д. Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов - совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др. В вертикальных политических конфликтах конфронтация проходит по линии «власть - общество». Вертикальные политические конфликты делятся на два подвида: а) статусно-ролевые. используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества. Пример: конфликты между Центром и регионами в современной России. б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Как виды политических конфликтов, выделяют также конфликты ценностей и конфликты интересов. В конфликте ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр Одной из разновидностей политического конфликта является конфликт политических культур. Например, борьба старой тоталитарной политической культуры с новой либерально-демократической в современном российском обществе.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций. Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. два наиболее общих пути примирения сторон: Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы: - достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; - соглашение, основанное на взаимных уступках; - истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; - обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника. Примирение на основе принуждения, в основе которого: - явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;- изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;- уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага. Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: