Принципы ведения договорной работы

Оценка оснований заключения договоров

Базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится предприятие и каждый из потенциальных контрагентов. Решение об отказе заключить договор при наличии предварительного соглашения необходимо аргументировать, причем до того, как контрагент совершит действия, связанные с материальными затратами.

3. Оформление договоров. Этапы:

  • разработка проектов;
  • урегулирование разногласий;
  • конкретизация содержания заключенных договоров;
  • их изменение или расторжение.

Проекты разрабатываются, как правило, службой, ответственной за ведение договорной работы, и вместе с протоколом разногласий или другой подобной документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением предприятия. Традиционная форма проверки соответствия проектов интересам и возможностям предприятия – визирование.

4. Доведение содержания договоров до исполнителей. Возможно в следующих формах:

  • передача заинтересованным лицам договорной документации, что обычно удостоверяется их подписью;
  • передача подразделениям предприятия копий или выписок этих документов;
  • издание систематизированной информации об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.п.).

Контроль исполнения.

Имеет целью поддерживать работы в параметрах, отвечающих условиям контрактов, для чего данные о ходе работ сопоставляются с обусловленными показателями. Контроль может быть выборочным, сплошным, периодическим, постоянным.

Оценка результатов исполнения договоров.

Складывается из:

  • выводов об успехе (неуспехе) путем сравнения фактически достигнутых показателей с целями сделок;
  • анализа результатов на предмет возможности применить к исполнителям меры поощрения или санкции;
  • разработки мероприятий, способных улучшить исполнение договоров.

Принципы ведения договорной работы

Как и любой иной вид человеческой деятельности, договорная работа базируется на ряде принципов, представляющих собой основополагающие подходы к организации и ведению данной работы, обеспечивающие достижение высокого конечного результата.

Выделяют правовые и организационно-управленческие принципы ведения договорной работы.

К правовым принципам договорной работы относятся:

1) принцип законности;

2) принцип добросовестности и честной деловой практики;

3) принцип разумности;

4) принцип сотрудничества;

5) принцип обязательности (ненарушаемости) договора;

6) принцип баланса частных и публичных интересов.

Организационные принципы договорной работы включают:

1) принцип технологичности;

2) принцип непрерывности;

3) принцип эффективности;

4) принцип инициативности.

Принцип законности означает, что все совершаемые в процессе договорной работы действия ее субъектов и исполнителей в обязательном порядке должны соответствовать установленным действующим законодательством нормативным ограничениям, запретам и предписаниям.

Нарушение принципа законности влечет применение установленных законодательством мер ответственности как гражданско-правового, так и публично-правового характера (административных и уголовных).

Принцип добросовестности и честной деловой практики является важнейшим принципом современного договорного права. Он закреплен в Принципах европейского договорного права (далее - ПЕДП), Принципах международных коммерческих договоров (далее - Принципы УНИДРУА), Своде принципов, правил и норм Lexmercatoria CENTRAL (далее - Свод СЕНТРАЛ), ряде других авторитетных источников международного и зарубежного договорного права. Согласно устоявшимся правилам, субъекты применения договорного инструментария не вправе исключить или ограничить действие данного принципа.

Добросовестность означает добропорядочность и соблюдение разумных стандартов честной деловой практики, принятых в определенной сфере бизнеса*(7). Это значит, что договорный инструментарий должен применяться честно, без намерения обмануть или причинить вред контрагенту, другим хозяйствующим субъектам, обществу и государству.

Правовыми последствиями несоблюдения принципа добросовестности и честной деловой практики могут являться: 1) отказ в защите прав, 2) применение мер ответственности, 3) прекращение договора путем одностороннего отказа пострадавшего лица или на основании судебного решения, 4) применение правила "contraproferentem" (толкование договорного условия противоположно интересам предложившей его недобросовестной стороны) и др.

В российской правовой системе принцип добросовестности и честной деловой практики должного законодательного закрепления пока не получил.

Международные источники современного договорного права (ПЕДП, Принципы УНИДРУА, Свод СЕНТРАЛ) выделяют следующие недобросовестные условия договоров:

1) неоправданные - создающие существенное неравновесие в договорных отношениях, т.е. такие, которые создают существенные преимущества только одной стороне или являются настолько односторонними, что это неоправданно с учетом обстоятельств, существовавших на момент заключения договора;

2) исключающие - освобождающие сторону от обязанности проявлять максимальные усилия, которые предпринимало бы аналогичное ей разумное лицо в сходных обстоятельствах при исполнении договорных обязательств, либо от ее обязанности действовать в соответствии с требованиями разумности, осмотрительности, заботливости, добросовестности, осторожности и т.д., обычными для данного вида хозяйственной деятельности;

3) заведомо неясные - которые непонятны контрагенту в момент заключения договора, а потому не вызывают у него возражений, но имеют своей целью создать неожиданные преимущества включившей их стороне в случае судебного разбирательства спора;

4) неожиданные - имеющие такой характер, что другая сторона не могла разумно его ожидать;

5) исключающие или ограничивающие обязанность стороны действовать в соответствии с принятыми в коммерческой практике добросовестностью и честностью.

Принцип разумности означает, что договорный инструментарий должен применяться таким образом, как его применяли бы в схожей хозяйственной ситуации большинство субъектов экономического оборота. Разумными принято считать не любые действия "среднего" субъекта, а лишь те, которые совершаются добросовестно, т.е. действия субъекта, не желающего нанести вред своим контрагентам, другим хозяйствующим субъектам, обществу и государству, а также предпринимающего все возможные усилия для предвидения и недопущения подобного вреда.

В российском законодательстве принцип разумности пока должным образом не закреплен. Косвенно он упоминается применительно к цене товара (ст. 524, 738 ГК); расходам (ст. 520, 530, 744 ГК РФ); срокам (ст. 314, 345, 375 ГК РФ); мерам, принимаемым для уменьшения убытков (ст. 404, 750, 962 ГК РФ); ведению дел (ст. 72, 76 ГК РФ); приобретению товара у другого лица (ст. 524 ГК РФ); предвидению изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ); пониманию интересов присоединившейся к договору стороны (ст. 428 ГК РФ) и др. В налоговом законодательстве он упоминается применительно к оценке соответствия цены договора уровню рыночных цен (ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)); расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли (ст. 252 НК РФ) и др.

Тем не менее в судебной практике данный принцип используется довольно часто. процедуры их исполнения.

Принцип сотрудничества имеет важное значение в современной договорной практике. Он закреплен ст. 1:202 ПЕДП, которая гласит, что "каждая сторона обязана сотрудничать с другой стороной в целях полного исполнения договора". Аналогичные правила содержатся в ст. IV.5.9 Свода СЕНТРАЛ и ст. 5.3 Принципов УНИДРУА. Нарушение принципа сотрудничества рассматривается как одно из проявлений недобросовестности.

В российском законодательстве принцип сотрудничества также пока не закреплен. Некоторые ученые и практики считают это неуместным, ссылаясь на рыночный характер формируемых в нашей стране экономических отношений, предполагающих соперничество хозяйствующих субъектов.

Однако опыт договорной практики стран с развитой системой рыночного хозяйства убеждает в обратном: договорный инструментарий приносит максимальный эффект только в тех случаях, когда применяющие его субъекты активно сотрудничают друг с другом на всех этапах становления и реализации договорных отношений. В противном случае экономические функции договора реализуются слабо. Поэтому следует всячески стремиться к подобному сотрудничеству, а не игнорировать его.

Принцип обязательности (ненарушаемости) договора является важнейшим принципом современного договорного права. Он закреплен в ст. 1.3 Принципов УНИДРУА, ст. IV.1.2 Свода СЕНТРАЛ, ряде других источников договорного права.

Данный принцип гласит, что договор, заключенный надлежащим образом, обязателен для исполнения ("pactasuntservfanda"). Стороны договора должны исполнить все ожидаемые от них по договору обязательства, если только в законном порядке они не будут освобождены от исполнения либо договор не будет изменен или расторгнут в порядке, предусмотренном законодательством либо самим договором.

В российском праве закреплен принцип надлежащего исполнения договорных обязательств (ст. 309 ГК РФ), который несколько отличается от принципа обязательности договора. Он означает, что договорные обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, обычаями делового оборота и обычно предъявляемыми требованиями в установленный договором или законом срок. Нарушение данного принципа влечет применение мер ответственности, в том числе посредством государственного принуждения.

Частным проявлением принципа надлежащего исполнения обязательств является требование реального их исполнения. Указанное требование теряет актуальность в развитых экономиках, когда необходимые товары (работы, услуги) можно без труда приобрести у альтернативных поставщиков. В условиях неразвитого, монополизированного рынка, когда отсутствует или крайне затруднена возможность приобретения необходимых ресурсов у альтернативных поставщиков, требование реального исполнения договорных обязательств представляет существенную значимость. Поскольку в России цивилизованный рынок пока не создан, существует объективная потребность в соблюдении субъектами договорных отношений требования реального исполнения договорных обязательств в тех случаях, когда объекты имущественного оборота не могут быть свободно приобретены у альтернативных поставщиков.

Принцип баланса частных и публичных интересов является важнейшим принципом договорной работы. Он означает, что при применении договорного инструментария должен быть обеспечен баланс частных интересов субъектов применения данного инструментария и публичных интересов общества и государства. Договоры не могут использоваться в целях ущемления интересов государства и общества. В частности, недопустимо использование договорного инструментария в целях создания формальных условий для получения налоговой выгоды и уменьшения налоговых платежей.

Нарушение данного принципа рассматривается как одно из грубейших нарушений в сфере экономического оборота, причем как на международном уровне, так и внутри России*(9). Правовым последствием соответствующего нарушения являются санкции гражданско-правового и публично-правового характера.

Принцип баланса частных и публичных интересов является относительно новым для российской договорной практики хозяйствования. Ранее, в годы административно-плановой экономики, действовал принцип приоритета государственных интересов над интересами хозяйствующих субъектов. После перехода к построению рыночной системы хозяйствования стала наблюдаться другая ситуация, когда хозяйствующие субъекты при формировании и реализации договорных отношений стали всячески игнорировать экономические интересы контрагентов, государства и общества. В российской литературе можно найти всевозможные "рекомендации" по терминологической, арбитражной и иной оптимизации условий договора, позволяющей реализовывать подобные цели.

Однако необходимо осознавать, что эффективная реализация экономических функций договора возможна только в том случае, если договор обеспечивает справедливый баланс экономических интересов его участников, государства и общества. Опыт убеждает, что если та или иная сторона договора пытается добиться преимуществ за счет явного или скрытого ущемления интересов другой стороны, то договор из инструмента созидания превращается в средство разрушения хозяйственных связей, причем не только на уровне его участников, но и в масштабах экономики всей страны. Если хозяйствующие субъекты при использовании договоров не учитывают интересы государства и общества, а тем более сознательно действуют им во вред, договор становится орудием совершения разнообразных публично-правовых правонарушений (налоговых, таможенных, бюджетных и др.), что влечет применение к хозяйственным руководителям и специалистам мер административной и уголовной ответственности.

Принцип технологичности означает, что все входящие в содержание договорной работы мероприятия должны быть оптимальным образом упорядочены и сведены в ясный и понятный для исполнителей этих мероприятий алгоритм практических действий. Данный принцип обусловлен отнесением договорной работы к сфере управленческой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что договорная работа должна носить постоянный характер, не прерываясь ни на минуту. Любые перебои в договорной работе резко снижают ее результативность, а нередко делают бесполезной.

Принцип эффективности означает, что договорная работа должна строиться таким образом, чтобы при минимуме затрат на ее осуществление обеспечивать достижение максимальных конечных результатов.

Принцип инициативности означает, что при ведении договорной работы необходимо проявлять разумную инициативу и творческий поиск оптимальных управленческих решений в условиях постоянно меняющейся хозяйственной и правовой среды. Безынициативность исполнителей приводит к снижению эффективности договорной работы, неудовлетворительным конечным результатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: