Древнегреческая мифология как основа классической литературы

Греческие мифы – комплекс сказаний о жизни богов и героев, включающий космогонические и этические элементы. Их мотивами пронизана вся европейская культура.

Мифы в ярких образах запечатлели жизнь в эпоху «детства человечества»: сообщество богов напоминало устройство и нравы человеческого общества: семья и прелюбодеяние, власть и соперничество, разделение обязанностей и коварство. Происхождение мира мифы трактовали как возникновение и приращение мира богов. Из первозданного Хаоса появилась богиня Гея – земля. Она родила сына-супруга Урана-небо. От этого брака родились первые поколения богов, которые вступили в борьбу с отцом. Первым победителем стал Крон (Хронос-время). Этого пожирателя собственных детей победил его младший сын – бог грома, дождей и солнца – Зевс. Он правил миром со священной горы Олимп. Семейство богов олицетворяло общественный порядок в целом. Женитьба на Гере – покровительнице семейных уз – не мешала связям с другими богинями и даже со смертными женщинами. Леду он соблазнил, превратившись в лебедя, Европу – быком, Данаю - золотым дождем, а Калисто – приняв образ ее подруги Артемиды.

Посейдон – бог морей – и Плутон – владыка мира мертвых – были братьями Зевса и сыновьями Крона. Плутон взял в жены Персефону – богиню плодородия, но после этого брака начались неурожаи. И тогда Зевс приказал Плутону отпускать Персефону на землю весной, разрешив ей жить в доме мужа лишь зимой. Другие дети Зевса – Арес и Афина ведали войнами. Яростный Арес – боевыми схватками, он был покровителем солдат, Афинами – боевым искусством – стратегией и тактикой. Между ними было постоянной соперничество. Дионис – бог виноградарства – бродил по свету, обучая людей ремеслам и веселясь с ними на праздниках. Прекрасный Аполлон покровительствовал наукам и искусству, но тех из людей, кто хотел превзойти его в талантах, он наказывал болезнями. Он был в постоянной ссоре с Гермесом, который изобрел лиру и математику, чем обошел брата. Чтоб Аполлон за ним не угнался и не отомстил, Зевс дал ему крылья на ноги. Гермес – покровитель купцов и воров. Гефест – бог-кузнец – покровительствовал ремесленникам. В отличие от других богов он жил не на Олимпе, а в вулкане Этна, там была его кузня. Его жена Афродита – богиня красоты и чувственной любви – не жила в доме мужа, увлекалась красавцами-богами – Адонисом, Аресом, последнему родила крылатого младенца-проказника Эрота. Артемида – покровительница охоты, диких животных и беременных женщин – была сестрой Аполлона. Кроме основных богов были сотни второстепенных – нимфы, наяды и пр. покровители рощ, рек, родников.

Греческая триада отношений между богами, людьми и фатумом, который правит действиями и судьбой всех существ земли и неба, стал сюжетной основой как для древнегреческой классической лдитературы, так и для европейской культуры, начиная с эпохи Ренессанса.

10. Древнегреческая литература: доклассический период. Гомеровский эпос

Первыми по времени памятниками древнегреческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Время жизни Гомера определялось по-разному – между XII и VII вв. до н. э. Однако само имя поэта дает основание считать его образ мифическим, а имя – нарицательным. В переводе с ряда семитских языков «homer» означает «он говорит», т.е. «сказитель»; вероятно, что обозначение рода занятий стало со временем восприниматься как собственное имя. С учетом сильного влияния финикийской и других еще более древних культур восточной части Средиземноморья на ахейскую, возможно, что это было обозначение профессии сказителя, ставшее в греческой традиции именем собственным, тогда как сами греки исполнителей эпических песен называли аэдами (от греч. aoidos – певец). Создание эпоса относят к Х-IX в. Поэмы написаны гекзаметром – наиболее распространенным эпическим стихотворным размером, приспособленным для исполнения под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще – лиры. Вот как начинается поэма «Илиада» в переводе Н. Гнедича:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал.

События «Илиады» связаны с войной между ахейцами и жителями малоазийского города Троя (Илион), вызванной неосмотрительными поступками богов, их честолюбием, ревностью и другими вполне человеческими качествами. «Одиссея» описывает путешествия одного из героев этой войны царя Итаки Одиссея по пути домой. События каждой из поэм описывают события десяти лет: десять лет войны и десять лет скитаний Одиссея. Многие сюжеты и образы гомеровских поэм вошли в другие памятники литературы и изобразительного искусства с древности до наших дней.

Война греков и троянцев якобы была предопределена космическими причинами. Гея – Земля, обремененная огромным человеческим населением, обратилась к Зевсу с просьбой сократить человеческий род, и Зевс решил для этого начать войну между греками и троянцами. Земной причиной этой войны было похищение спартанской царицы Елены троянским царевичем Парисом. Один из греческих царей, Пелей, женился на морской царевне Фетиде, дочери морского бога Нерея. На свадьбу были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора, которая решила поэтому отомстить богам и бросила богиням золотое яблоко с надписью «Красивейшей». Каждая из красивейших богинь: Гера (супруга Зевса), Афина Паллада (дочь Зевса, богиня войны и ремесел) и Афродита (тоже дочь Зевса, богиня любви и красоты), желала получить яюлоко. Зевс, к которому они обратились, решил уклониться от этого сложного дела и отослал их к Парису, сыну троянского царя Приама. Парис присуждает яблоко Афродите, и та помогает ему похитить царицу Спарты Елену. Парис был самым красивым мужчиной в Азии, а Елена – самой красивой женщиной в Европе. Похищение Елены повергло в большую тоску ее мужа Менелая.

Вопрос о том, почему похитивший Елену Парис оказался обидчиком всех мужчин Греции, эпос объясняет так. Когда Елена была невестой, ее руки домогались многие, дело грозило перерости в тотальную войну. Тогда женихи заключили соглашение: кого бы не выбрала в мужья Елена, все остальные будут верными его друзьями и защитниками. Инициатором экспедиции в Азию был брат Менелая, Агамемнон, царь соседнего со Спартой Аргоса. По его совету созваны со всей Греции самые знаменитые цари и герои со своими дружинами. Среди призванных царей и героев особое место занимает «хитроумный» Одиссей, царь острова Итаки, и молодой Ахилл, сын Пелея и Фетиды. Огромный греческий флот высаживает войско в нескольких километрах от Трои. Греки устраивают здесь свой лагерь, осаждают Трою, нападают на живущих поблизости ее союзников. В течение девяти лет война ведется без заметного перевеса той или другой стороны.

В «Илиаде» изображаются события десятого года войны, незадолго до падения Трои. События в ней занимают всего 51 день, но поэма дает максимально насыщенное изображение военной жизни. Ахилл, один из виднейших вождей греческого воинства под Троей, гневался на выбранного командующим Агамемнона за то, что тот отобрал у него пленницу Брисеиду. А отобрал эту пленницу Агамемнон потому, что по велению Аполлона он должен был другую пленницу Хрисеиду возвратить ее отцу, Хрису, жрецу храма Аполлона, находящего под Троей. В I песни изображается перебранка Ахилла с Агамемноном, уход Ахилла с поля сражения, обращение его с жалобами на обиду к матери Фетиде, которая и получает от Зевса обещание покарать за это греков. На помощь теснимым грекам выступает друг Ахилла Патрокл. Он выступает с разрешения Ахилла и гибнет от руки виднейшего троянского героя Гектора, сына Приама. Это заставляет Ахилла вновь вернуться к боям. Далее рассказывается об изготовлении богом кузнечного дела Гефестом нового оружия для Ахилла, о примирении Ахилла с Агамемноном, о возобновлении боев, в которых теперь участвуют уже и сами боги, о смерти Гектора от руки Ахилла. Исход войны связан с историей о троянском коне – обмане, придуманном Одиссеем.

События «Одиссеи» рассказывают о полном приключений возвращении Одиссея домой после троянских событий в течение 10 лет. Одиссей много раз попадал то к людям добрым, то к разбойникам, то в подземное царство. Среди наиболее известных историй поэмы – знаменитый эпизод с одноглазым людоедом циклопом Полифемом, который запер Одиссея и его спутников в пещеру, откуда они выбрались с большим трудом. Одиссей, опоив Полифема вином, сумел выколоть ему единственный глаз. Затем Одиссей по приказу волшебницы Кирки отправляется в подземный мир за пророчеством о его будущем. После ряда страшных приключений Одиссей попадает на остров нимфы Калипсо, которая удерживает его у себя в течение семи лет. Начало «Одиссеи» как раз и относится к концу пребывания Одиссея у Калипсо. Здесь сообщается о решении богов возвратить Одиссея на родину и о поисках Одиссея его сыном Телемахом. Пребывание Одиссея после отплытия от нимфы Калипсо и страшной бури на море, среди добродушного народа феаков, у их доброго царя Алкиноя является поводом рассказать Одессей о своих странствиях. Феаки доставляют Одиссея на его родной остров Итаку, где он поселяется у своего свинопаса Евмея, так как его собственный дом осаждают женихи – местные царьки, уже много лет претендующие на руку Пенелопы, его жены, самоотверженно охраняющей сокровища Одиссея и путем разных хитростей оттягивающей свой брак. Одиссей под видом нищего проникает из хижины Евмея в свой дом, вмешивается в ход сватовства, наказывает всех неверных слуг, убивает женихов. В доме Одиссея водворяется счастье, прерванное десятилетней войной и его десятилетними приключениями.

Содержание поэм дает материал для оценки состояния эллинских обществ, в ближайшее к историческому времени. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний. Индивидуальный тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Имеют большую силу исконные обычаи и установления, охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частноправовых отношениях; но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождем, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличность ораторов, примеры критики, направленное против вождей и т.п., свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны заботливость о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя – одно из необходимых условий почета со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех греческого общества состоял в том, что понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве. Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправности, чем это было в более позднее, историческое время.

Героический древний эпос представлял собой огромный объем сказаний, в котором «Илиада» и «Одиссея» были всего лишь его малой частью. По мнению некоторых современных ученых, все известные нам из поэм Гомера указания на эпические героические сказания восходят еще к микенской Греции (вторая половина II тысячелетия до н.э.) – к эпохе, предшествующей Троянской войне. Эволюция героического сказания берет начало в культе героя, который развивается из заупокойных плачей над мертвым, но еще не погребенным героем и во время его погребения. С течением времени плачи развивались в целые песни о жизни и подвигах героя, получали художественное завершение и могли стать традиционными, если герой обладал общественно-политической значимостью.

11. Древнегреческая литература: классический период. Развитие трагедии и комедии

В классический период развития древнегреческой литературы наблюдается расцвет драматического искусства. Три знаменитых драматурга – Эсхил, Софокл и Еврипид – играют наиболее заметную роль в истории древнегреческого театра. Развивается также комедия, наиболее ярким автором, создающим произведения в этом жанре, является Аристофан.

Эсхил (525 – 456 г. до н. э.) – древнегреческий драматург, в чьем творчестве заложены основы европейской трагедии. От Эсхила осталось около 90 трагедий, включая сатирические драмы. В центре действия трилогий были герои мифов Ахилл, Одиссей, Ниобея, Персей. Наиболее значимыми произведениями Эсхила считаются трагедия «Прикованный Прометей» (вторая из трилогии «Прометей»), а также трилогия «Орестея», включающая три трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» (приносительницы возлияний) и «Евмениды»

Трагедия «Прикованный Прометей» основана на мифе о титане Прометее, который знает, что Зевс только в человеке может найти спасителя от угрожающей его царству гибели. Поэтому он хочет поднять человеческий род и для этого дарит ему эфирный огонь, похищая его с небесных высот; Зевс, видя в этом похищении нарушение всемирного договора и не зная решений рока, в наказание приковывает его к скалам Кавказа; Прометей выносит все муки и не выдает преждевременно своей тайны, предполагая, что со временем Зевс оценит его услугу. Это – единственная трагедия об отношениях богов и человечества, сохранившаяся с древних времен: ее грандиозная концепция превосходит все прочие трагедии Эсхила. Однако, в ней много «темных мест», т.к. ее продолжение, «Освобожденный Прометей», содержавшее ответы на вопросы, до нас не дошло.

«Орестея» – последняя трилогия Эсхила, создана в 458 г. до н. э. Содержание этой трилогии – судьба рода Атридов: Агамемнона и его сына Ореста. Перед Троянским походом Агамемнон обращается к суду Афины. Преследуемый Евменидами, Орест бежит в Афины: сама богиня учреждает суд – позднейший Ареопаг, который оправдывает Ореста; умилостивлением оскорбленных Евменид кончается трилогия. По своему драматизму, трагедии этой трилогии – самые совершенные из всех произведений Эсхила. По своей философичности они соперничают с «Прометеем», но имеют перед ним важное преимущество: на сцене не божественная, а человеческая среда. Трилогия и особенно ее последняя трагедия «Евмениды» не лишены и некоторой политической тенденции: возвеличивая Ареопаг как нравственный устой афинской гражданственности, Эсхил, несомненно, имел в виду защитить этот важный для него общественный институт от нападений, которым она подвергалась от Перикла. Вскоре после постановки «Орестеи» Эсхил покинул Афины, отправился на Сицилию и в 456 г. до н. э. умер в сицилийском городе Геле. Легенда гласит, что Эсхил погиб, когда орел сбросил ему на голову не то черепаху, приняв лысину Эсхила за камень, не то камень, приняв его лысину за яйцо.

Софокл (496/5 – 406 до н. э.) – знаменитый афинский трагик. Первая тетралогия, которую Софокл поставил в 469 г. до н. э., принесла ему победу в состязании трагиков над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Считается, что Софокл создал 123 трагедии. Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни. Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя. До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна к Гераклову циклу – «Деянира», и три к троянскому: «Эант», наиболее ранняя из трагедий Софокла, «Электра» и «Филоктет».

Софокл внес изменения в сценическую постановку пьес. Так, он увеличил число актеров до трех, а число участников хора с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, ввел также расписные декорации. Таким образом, ход пьесы стал более динамичным, усилилось впечатление, получаемое от трагедии. Сохранив за представлением характер чествования Диониса, каким была трагедия первоначально, Софокл приблизил ее к человеку в большей степени, чем Эсхил, сосредоточив внимание на анализе души своих героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним событиям их жизни. Софокл сталкивает героев с разными жизненными принципами или противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами – для подчеркивания силы характера одного из них. Он показывает перепады в настроении героев – переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, когда человек приходит к горькому осознанию своей слабости и беспомощности. Для трагедий Софокла характерны редкие по мастерству диалоги, динамичность действия, естественность в «развязывании» сложных драматических узлов. Почти во всех сохранившихся трагедиях именно последовательность душевных состояний, переживаемых героями, приковывает к себе внимание. Например, содержанием «Эдипа» служит один момент из внутренней жизни героя: обнаружение преступлений, им совершенных, до начала трагедии.

Еврипид (480 – 406 до н. э.) – древнегреческий драматург, представитель новой трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. В числе сохранившихся пьес самая ранняя – «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки». Нововведением Еврипида становится предпочтительная разработка женских ролей, его героини – глубоко психологизированные типы. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сочетании с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида центральное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Необходимо подчеркнуть, что рабы и рабыни в его пьесах – не бездушные статисты, обладают характерами, наделены отличительными чертами и проявляют чувства, заставляя зрителей сопереживать. Таким образом, Еврипид изображает психологию рабов такой же, как и у свободных граждан. Сила драматурга – прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов, в детальном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности.

Аристофан (444 – между 387 и 380 гг. до н. э.) – древнегреческий комедиограф. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11. Комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни. Так, «Лягушки» посвящены современной Аристофану дискуссии о том, кто из знаменитых трагиков – Эсхил, Софокл или Еврипид – самый гениальный. Эсхила не стало еще в середине столетии, Софокл и Еврипид скончались в 406 г. до н.э., полвека спустя. В комедии хор одет лягушками, но это лягушки не простые, они живут в адской реке Ахероне, через которую Харон перевозит души умерших. Комедия завершается победой Эсхила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: