Особенности и периодизация древнегреческой культуры

Древнегреческая культура представляет собой феномен, совершенно отличный от древневосточных. При сохранении важности для общества религиозного культа интеллектуальная и духовная энергия уходит не на создание религиозной идеологии нового образца, а создаются впервые зародившиеся тут светские формы культуры. Театр развился из древних мистерий, ритуалов почитания божеств. Поэзия – из ритуальных молитв и песнопений. Наука – из религиозного стремления постичь божественный замысел. Научное знание отличается от комплекса накопленных знаний и умений восточных цивилизаций тем, что не было ориентировано на выполнение прагматических функций, а было средством познания истины. Все будущие отрасли науки зародились и были объединены в философии. Главный тезис греческой философии: доказательство гипотез осуществляется рациональными, логическими рассуждениями; логика является также главным методом проверки. Все это изложено в «Органоне» Аристотеля. Греческая наука рано начала превращаться в теорию. Она не была связана с практикой: наука делалась ради науки. В лучшем случае ее достижения применялась в военном деле и развлечениях, но не в производстве – для этого были рабы.

Вследствие отсутствия политического единства Эллады наблюдается большая степень разнообразия проявлений культуры – отличия в эстетических, религиозных принципах. Отсюда два на первый взгляд два взаимоисключающих начала в духовном мире греков: «архэ» – чувство полисной общности, и «агон» – дух соперничества.

В основу периодизации древнегреческой культуры положены изменения ее содержания и границ распространения.

Гомеровский период (IX-VIII вв.). В гомеровский период (IX-VIII вв.) возникают поэтические жанры – гимны и эпосы, появляются стихотворные ритмы. Персонажи и сюжеты – традиционны для эпических древних поэм. Гомер придал богам облик людей, которые и вели себя как люди. Такое сходство стало в последующем основанием древнегреческого самоощущения: быть равным богам. В основе аристократического типа культуры лежали глубокие генеалогические традиции с преданиями о происхождении от богов. Со знатностью были связаны и красота, и физическое совершенство, и интеллектуальное превосходство, позволяющие герою-аристократу способность защитить свою честь и добыть славу. Военные и гражданские добродетели находились рядом. Им учили в «схолэ» через систему физических состязаний и практику публичной жизни: молодежь всегда присутствовала при решении государственных дел. Античная эстетика ставила своей целью не только развитие чувства прекрасного, но и формирование чувства меры и справедливости.

В архаический период (VII-VI вв.) появляется лирика – обращение к человеку и миру его чувств. Складывается классическая архитектура, прежде всего – храм как жилище бога. Греческий храм представлял собой здание, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте из нескольких ступенях с пропорциями 1:2. Он имел двускатную пологую крышу, опиравшуюся не на стену, а на две пилястры с колоннадами. Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причем последняя образовывала над ними трехугольный фронтон. Внутреннее помещение разделялось на два: сени и святилище, где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.

Жертвоприношения в связи с этим осуществлялись у порога дома – на площадке перед ним. Тип строения храмов – периптер («окрыленный»), т.е. окруженный колоннадой. Это период формирования типических черт греческой культуры: чувство меры, пластичность форм, динамизм, преклонение перед физической красотой, культ спорта, воинской доблести, бесстрашия, общение с богами как равными себе.

Классический период (V-IV вв.) дал миру полисную демократию, понятие «гражданства», вождь афинской демократии Перикл руководил строительством Акрополя. На месте древних святилищ, уничтоженных персами, вырос великолепный храм богини-покровительницы города, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, скуптуры и барельефы выполнены Фидием и его учениками). Архитектор Мнезикл стал автором Пропилеев, торжественных ворот Акрополя. К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием. Формируется канон скульптуры (голова – 1/8 туловища). Храмы становятся более благородными и гармоничными по пропорциональности отдельных частей. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей орнаментировке. При всем этом архитектура ценилась меньше, чем чистая наука, за близость к практике, но была воплощением эстетических идеалов.

В этот период возникает драматургия. Древнегреческий театр берет начало от ритуалов и религиозных представлений – мистерий. В праздник Великие Дионисии ставились постановки, изображающие смерть и воскресение Диониса. Важными персонажами этих постановок были козлоподобные сатиры, отсюда и название «песни козлов» – трагедия (известна с VII в. до н.э.). Эсхил – автор первых трагедий – отразил свойственный грекам фатализм. Судьба, рок – главная тема трагедий, ее изменить никто не в состоянии, даже боги. Она известна заранее, все попытки избегнуть ее приводят к предсказанному финалу. Надо героически встречать свою неотвратимую судьбу, в этом разгадка поведения многих знаменитых греков в критические моменты их жизни. Постановка, когда один актер ведет диалог с хором – драма. Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н.э.), Софокл – третьего. Третий жанр театра комедия – «песня комоса», т.е. праздничного деревенского шествия – впитала в себя фольклорные традиции шутовства. Ее первым и самым ярким представителем был Аристофан.

Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры за границы эллинского мира и смешение с восточными культурами.

Для древнегреческой цивилизации характерна высокая динамика культурных изменений; за 300 лет произошел ее подъем и расцвет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: