Римское искусство как череда культурных заимствований

Культура Древнего Рима складывалась при сильном влиянии двух древних культурных центров, которые передавали ему весь накопленный культурный потенциал.

С VIII по IV в. до н.э. – римляне находились под властью царей-этрусков. Изобразительное искусство этрусков отличалось своеобразным сочетанием качеств: при плоскостности и условности изображения их мастерам удавались выразительные движения и отличная композиция.

Этрусские скульптурные портреты связаны с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Урна с прахом хранилась в специальном помещении дома вместе с прахом других предков семьи; в семьях, располагавших усадьбой – в домашнем храме в саду. Ведь умершие члены семьи превращались в духов-покровителей. Истоки римского скульптурного портрета, ведущего жанра в древнеримском изобразительном искусстве, исследователи производят из этой традиции. Его канон характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображенного. Он заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета.

Традиции архитектуры и технологии строительства, созданные этрусками, были полностью переняты римлянами. Так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога. Были восприняты традиции строительства храмов на высоких основаниях и техника выведения сводов из клиновидных балок, что позволило строить круглые купольные храмы (ротонды). Кроме круглых строились и прямоугольные. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого только одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком.

Воплощением всех этих традиций является сохранившийся до наших дней Пантеон – «храм всех богов» в Риме, построенный во II веке н. э. при императоре Андриане. Колонны для портика были доставлены за 2,5 тыс. км из каменоломен Клавдия в пустыне восточного Египта. Каждая из них весила 60 тонн. Отверстие (окулюс) в круглом куполе, сделанном из бетона, изобретенного римлянами, служило для освещения помещения. Кессоны – квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде – служили не только для облегчения конструкции, но и для создания впечатления парящего купола.

Гражданское строительство. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, – в VI в. до н. э. Древнейшим типом жилых построек были круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Центр городского дома составлял атриум – внутренний закрытый дворик. Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева – помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. Но в историю такая организация жилого пространства вошла под названием римский дворик.

Многие из римских культурных символов заимствованы у этрусков, например, шествия в честь победителя – триумфы; символ единения и боевого братства – фасция: пучок прутьев с командирским топориком в центре; бои гладиаторов. У этрусков это были ритуальные сражения пленных, приносимых в жертву богу Волтумне.

Римляне долгое время сохраняли веру в безличных и абстрактных духов, так воплощением богини Весты считался вечный огонь. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы; богом посевов был Сатурн и т.д. Божества в виде человеческого образа появились под сильным влиянием греческой религии. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс – с Аресом, Венера – с Афродитой, Юнона – с Герой, Минерва – с Афиной и др. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Римские изваяния богов являются или прямыми копиями греческих, или стилизированными репликами ее.

Влияние греческой культуры на римскую усилилось после политического поглощения Греции Римом. Греческие искусства – драматургия, поэтика, философия, архитектура и скульптура – приобрели статус классических образцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: