Древнегреческая архитектура: рождение канона

Архитектура и искусство в Древней Греции носили ярко выраженный социальный характер. Сформировавшиеся в различных исторических областях Греции архитектурные стили отражали характер их политической и социальной структуры. Лаконичный дорийский стиль возник в суровой Спарте; рациональный и гармоничный ионический – в республиканской Афинах; богато орнаментированный (производный от ионического) – в царском Коринфе. Первые два – древнейшие – сложились в VII в. до н. э.

Основой каждого из стилей стала колонна. Ее формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе другие части сооружения. Колонна состоит из трех частей: базы, ствола и капители. Вместе с горизонтальными элементами (стилобатом – верхней кладкой основания – и антиблементом – верхним перекрытием) колонна образует ордер.

Дорический ордер отличается простотой и строгой соразмерностью. Его колонна представляет в своем разрезе круг; стержень колонны с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение – «опухлость», но эта кривизна почти не заметна. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «каннелюрами», желобками. Нижним своим концом колонна ставилась на низкий четырехугольный плинт. Венчает колонну капитель, состоящая из круглого «эхина» и квадратного элемента («абака»). Дорический антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» (продолговатые выступы, имитирующие концы балок, идущих вглубь здания) и «метопы» (пространство, украшенное рельефами). По краю карниза рассажены львиные головы с раскрытой пастью для стока дождевой воды с крыши. Крыша сооружалась из каменных или черепичных плит; украшалась скульптурными группами.

Ионический ордер изысканнее, чем дорический. Стержень колонны несколько расширен книзу и утончается к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и более густо покрыта глубокими каннелюрами, которые заканчиваются закруглением. Капитель колонны с лицевой и задней стороны имеет по паре завитков – «волют». Абака часто украшена по краям волноообразными лепестками. Ионический антаблемент состоит из трехступенчатого архитрава и из фриза, на рельефах которого изображались венки и гирлянды или сцены мифологического содержания.

Коринфский стиль возник в греческом зодчестве позже других и отличается особенной пышностью. Такая колонна, имеют базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окруженную двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсеченными углами.

Принято считать, что объекты, содержащие в себе т.н. золотое сечение, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Оно определяется делением непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Обычно это соотношение 1:0,618.

Первые примеры использования этого принципа обнаруживают в каменных строениях Египта, это храм фараона Сети I в Абидосе. Соотношение длин высоты и стороны основания пирамид подчиняется этому же принципу. В архитектуре Древней Греции его использование становится повсеместным. Парфенон спроектирован полностью в его пропорциях: соотношение длины и ширины постройки; высоты колонн и дины фронтона; ритм колоннад и пр. Эту пропорцию использовали и античные скульпторы для гармоничного соотношение тоги и обнаженного тела и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: