Творчество Горация

Гораций (65 – 8 до н. э.) – древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. К 39 – 38 гг. до н.э. относятся первые стихотворения Горация, написанные гекзаметром, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляет Вергилий, который становится его другом. Вергилий представляет Горация Гаю Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана. Попав в окружение Мецената, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. Гораций с самого начала творческого пути следует образцам древнегреческой классики. В 17 г. до н.э. с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э. Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий. В «Сатирах» Гораций не нападает на изъяны своих современников, но только демонстрирует их и высмеивает; изменять поведение людей или «наказывать» их Гораций не мыслит. Гораций говорит обо всем с веселой серьезностью, как человек доброжелательный. Он воздерживается от прямых порицаний, приглашает к размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы, его насмешки и поучения имеют общий характер. Гораций считает, что примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок. Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, стремление к «золотой середине», умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций стал рассматривать явления жизни. В тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Его «Сатиры представляют собой сатиру в современном смысле слова: моралистического или обвинительного характера (против роскоши, зависти и пр.; например, о преимуществах деревенской жизни, с басней о городской и сельской мыши).

Оды отличаются высоким стилем, который отсутствует в эподах и от которого он отказывается в сатирах. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. В знаменитой 30-й Оде третьей книги Гораций сулит себе бессмертие как поэту; ода вызвала многочисленные подражания, из которых наиболее известны подражания Г.Р. Державина и А.С. Пушкина). По форме, содержанию, художественным приемам и разнообразию тем «Послания» сближаются с «Сатирами», с которых начинается поэтическая карьера Горация. «Послания» значительным шагом в искусстве изображения внутренней жизни человека; сам же Гораций даже не причислял их к собственно поэзии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: