Творчество Овидия

Овидий ( 43 г. до н. э. – 17 г. н. э.) – древнеримский поэт, работавший во многих жанрах, но прославился любовными элегиями и двумя поэмами – «Метаморфозы» и «Искусство любви». Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провел последние десять лет жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 г. посвятившего ему обширное послание в стихах. Первыми литературными опытами Овидия были «Героиды» (Heroides) и любовные элегии, составившие три дошедшие до нас книги из 49 стихотворений. Эти любовные элегии, содержание которых, возможно, основывается на любовных приключениях, пережитых поэтом лично, связаны с вымышленным именем его подруги, Коринны, которое прогремело на весь Рим. Именно любовные элегии сделали Овидия популярным. Следующее его произведение «Наука любви» (2 – 1 гг. до н.э.) – дидактическая поэма, содержащая наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь, а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. Это сочинение Овидия, отличающееся в некоторых случаях известной нескромностью содержания, в литературном отношении превосходно. Скорее всего, именно из-за идей «Науки любви» Овидий был сослан в г. Томы (сейчас Констанца, Румыния). Ссылка на берега Черного моря подала повод к целому ряду произведений, который носят совсем иной характер, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его «Скорбные Элегии» или просто «Скорби», которые он начал писать еще в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трех лет, изображая свое горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию. За «Скорбными элегиями» следовали «Понтийские письма». Содержание этих адресованных разным лицам писем примерно то же, что и «Скорбных элегий», но они обнаруживают заметное падение таланта поэта «Метаморфозы» («Превращения»), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключают в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду. Этот высокохудожественный труд был начат и, по всей видимости, окончен Овидием еще в Риме, но не был издан по причине внезапного отъезда. Мало того: поэт, перед отправлением в ссылку, сжег, испытывая гнев и горе, даже саму рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков. Сохранившиеся в Риме списки дали Овидию возможность пересмотреть и дополнить, будучи в Томах, это крупное произведение, которое и было издано. «Метаморфозы» – книга, богатое содержание которой, предопределенное греческими мифами, обработано неистощимой фантазией поэта. Например, говоря о подвиге Персея, убившем Медузу горгону, Овидий сообщает, что когда герой кладе отсеченную голову ниц на листья, листья обращаются в кораллы. Одним из самых поэтичных моментов поэмы является рассказ о Пигмалионе и Галатее: Пигмалион был искусным скульптором, который изваял статую девушки, влюбился в нее и попросил Афродиту: «Дай мне такую жену, как моя статуя!». Афродита вняла его мольбам: он касается статуи и чувствует мягкость и тепло, он целует ее, Галатея раскрывает глаза и разом видит белый свет и лицо влюбленного. Поэт подчеркивает, что ничто не вечно, кроме одной лишь души, которая живет, неизменная, меняя телесные оболочки, радуясь новым, забывая о прежних. Из людских тел душа может перейти и в тела животных, и птиц, и вновь в людей:

Словно податливый воск, что в новые лепится формы,

Не пребывает одним, не имеет единого вида,

Но остается собой, — так точно душа, оставаясь

Тою же, — так говорю! — переходит в различные плоти.

«В мире ничто не стоит, но все обновляется вечно»: об этих вечных переменах всего, что мы видим в мире, и напоминают нам старинные рассказы о превращениях – метаморфозах.

Овидий был последний из знаменитых поэтов века императора Августа, со смертью которого окончился золотой век римской поэзии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: