Преемственность античных традиций как основа развития духовной культуры Византии (IV-XV вв.)

В восточной части Римской империи оформилась культура, представляющая собой синтез языческого эллинизма и принципов христианства.

Ранняя византийская эстетика базировалась на античном представлении о прекрасном, но прекрасном, имеющем божественное происхождение. Христианство не боролось с античным наследием, а использовало его в своих интересах. Театр не одобрялся церковными иерархами, но традиции театра использовались при создании восточно-христианской церковной обрядности. Церковное богослужение превращается в пышную мистерию, которая базируется на традициях эмоциональной приподнятости античной трагедии. Например, в литургической лирике Иоанн Дамаскин на основе античной просодии создал канон богослужения. Античные наработки в отношении тона, громкости, темпа, общей тембровой окраски речи украсили христианский ритуал, усилив его воздействие на верующих. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового индивидуального психологического воздействия, и включило его в свой культовый ритуал.

Христианская догматика сложилась под сильным влиянием неоплатонизма и ближневосточных религиозных учений – иудаизма, манихейства. Догмат о троице – это переосмысленная триада неоплатоников.

Собственный стиль в живописи возник в VI-VII вв. Спокойная созерцательность, способная унести человека от бурь земной жизни в сверхчувственный мир чистого духа. Отказ от античных эталонов – аскетичность образов, ничего чувственного, зато духовность достигает необычайной силы. Возникает исихазм – мистическое учение о возможности реального общения с Богом посредством «умной молитвы». В Византии возник канон культовых картин, унаследованных вместе с православием Русью.

На смену античному представлению о героической личности, античному пониманию мира как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть героев приходит мир маленького страждущего, греховного человека. Складывается новое представление о времени, в т.ч. о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей приходит библейская идея поступательного движения истории.

Характерные черты византийского зодчества. Основным типом культовых и светских общественных зданий была базилика. Главную особенность византийских сооружений составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырехугольного плана, а именно посредством так называемых парусов (пандантивов). Верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырех дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные. Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в плане вообще соединение пяти квадратов в виде равноконечного (греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах – открывающиеся в это среднее пространство ниши. В России был заимствован этот тип крестово-купольного храма.

В декоративном оформлении храмов в Византии фреска и мозаика гораздо популярнее, чем на Западе, где католическая церковь отдает предпочтение скульптуре и живописи. В Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута в ходе дискуссии с иконоборческим движением. Мозаичные изображения, составленные из кусочков цветного стекла – смальты, были более долговечными, чем фресковые. Византийцы использовали мелкий модуль камней, фон был по преимуществу золотым. За счет мерцания смальты достигался оптический эффект расширения помещения. Византийская мозаика является вершиной развития этого искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: