Русская архитектура XVII – ХIХ вв

Если древнерусская архитектура представляла собой региональный вариант общеевропейского романского стиля, то с появлением в западной части Европы готики архитектурное единство было разрушено. Этому не помешали активное участие в новой городской застройке Москвы итальянских архитекторов – целой плеяды Фрязиных, получивших русскую фамилию от этнонима – именования итальянцев на Руси, А. Фьораванти и др.

Но в XVII в. интерес к заграничным достижениям появился и окреп, что и выразилось в появлении к концу века российской интерпретации европейской архитектурной моды. Своим названием архитектурное течение было обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Для нарышкинского барокко характерны живописная симметрия, равновесие масс, уравновешенность объемов, усложнение архитектурной формы, сложные конструкции, обилие декора, полихромность. Совершенным эталоном этого стиля может считаться ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве.

Складывается новый тип православной церкви: основное здание, выполненное в новом стиле, многоглавое и затейливо украшенное, и примыкающая к нему колокольня, сохранявшая шатровое навершие, как уступка традициям. Примером его, хотя и более поздней по времени постройки, является Вознесенский собор в Старочеркасске и шатровая колокольня при нем.

Путешествие молодого царя Петра Алексеевича по странам Европы повлияло и на его архитектурные вкусы. Любовь к Голландии сказалась на эстетических характеристиках первых строений Санкт-Петербурга, в которых ощутимо влияние сдержанного североевропейского барокко. Петровское барокко ограничено условными рамками 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников). Это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Таким образом, петровское барокко, как и нарышкинское, не является барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он, безусловно, отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому барокко сер. XVIII столетия.Этому стилю свойственны простота объемных построений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

С началом правления франкофонки и несостоявшейся французской королевы Елизаветы Петровны в России в полной мере воцарился барочный стиль. Барокко прославляло государство, в нем воплотились представления о мире, личности, окружающей человека действительности, созвучные укрепляющейся в стране самодержавности. В России этот стиль отличался величественным размахом архитек­турных городских и усадебных ансамблей (Санкт-Петербург, Петергоф, Царское Село и др.), цельностью композиций зданий и комплексов. С барокко связаны творческие импульсы в живописи, монумен­тальном и декоративно-прикладном искусстве. Некоторое время барокко сосуществовало с рококо, в 1770-х гг. оно было вытеснено классицизмом.

Екатерина II остановила свой выбор на классицизме под влиянием Чарльза Камерона, шотландца и архитектора, который стал для России тем, чем был для Англии Иниго Джонс. Такое пристальное внимание к наследию античности и творчеству Джонса не могло не привести к повторению в России его шедевров, примером может быть Камеронова галерея в Царском селе. Масштабное и длительное присутствие классицизма наблюдается в стиле зданий государственных учреждений, построенных на деньги казны. Так классицизм распространился по всей стране и стал официальным стилем империи. Постройки, относящиеся к периоду царствования Николая I, часто именуют ампирными, хотя им присущ аскетизм – важнейший признак классицизма. Очевидно, что для стилевой идентификации используют датировку, а не характеристики здания. Примером, такой казенной застройки в Новочеркасске могут быть войсковая гауптвахта и атаманский дворец, соответственно 1856 и 1863 гг. постройки.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Россию вместе с французскими эмигрантами, бежавшими с революционной родины, проник ампир. Русский вариант ампира, возник после 1801 г., в царствование стремившегося играть первые роли в европейской политике Александра I. Этот стиль в отличие от рационально аскетичного греческого классицизма взял за основу образцы двух империй – Римской и Египетской. Для большего выражения помпезности используются яркие и контрастные тона, массивная мебель с бронзовыми деталями, огромные декоративные вазы и светильники, львиные маски, сфинксы, скрещенное оружие, орлы, массивные драпировки.

Отсутствует единый взгляд на соотношение ампира и классицизма. Высказываются следующие мнения: 1. ампир – это поздний вариант классицизма; 2. ампир – это декор в стиле классицизма; 3. ампир – это самостоятельный эстетический стиль в архитектуре и декоративном искусстве. В любом случае классицизм и ампир объединяет многое, например, общность источников, так и требование стилевого единства всех деталей здания и интерьера.

С 1830-х гг. в России получает популярность новый стиль – эклектика. Среди главных поклонников стиля были богатеющее купечество и уставшая от лаконичности классических интерьеров аристократия. Столичный архитектор Александр Никанорович Померанцев (1849-1918) много работал и в провинции. В Ростове-на-Дону он построил дома на одном перекрестке – Большой Садовой и Николаевского пер. – и еще один по Большой Садовой буквально рядом с ними. Дом, построенный по заказу Гленч-Оглуевых в 1883 г., содержит реплики из псевдомавританского стиля (контрастная окраска деталей фасада), неоготики (угловой эркер на всю высоту здания и завершающий его высокий шпиль), необарокко (сложные аттики кровли).

В отличие от простой геометрии декоративных элементов этого дома построенный спустя 15 лет дворец городской думы представляет собой эклектику европейского уровня, т.е. образец вольного обращения с элементами разных стилей. Отдельные элементы готики и классицизма буквально задушены обилием барочных деталей.

Выстроенная напротив думы и одновременно с ней гостиница «Большая Московская» представляет собой классическое направление в эклектике: руст первых этажей, развитые карнизы, фасад практически полностью занят рядами сандриков (выступающих карнизов над окнами) и пилястр.

Псевдорусский стиль, разновидность эклектики, был особенно популярен в последней четверти XIX в. и представлял собой синтез традиций древнерусского каменного и русского деревянного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. На распространение стиля оказали влияние политические факторы – подъем национального чувства после русско-турецкой войны 1878-1879 гг. и общее настроение царствования Александра III, определяемое как возврат к Допетровской Руси. Наиболее видными архитекторами этого стиля были: Владимир Осипович Шервуд (1833-1897), автор проекта Исторического музея на Красной площади; Константин Андреевич Тон (1794-1881), спроектировавший не только Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя в Москве, но и собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Вознесенский собор в Новочеркасске, построенный в 1892-1905 гг. по проекту архитектора А. Ященко, принято относить к нововизантийскому стилю в связи со шлемовидной формой пяти глав собора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: