Французский реалистический роман

Стендаль (1783 – 1842) – замечательный французский писатель Анри Мари Бейль. Самый его знаменитый роман «Красное и черное» относится к жанру романа карьеры. Стендаль выступает как исследователь нравов общества во Франции в эпоху Реставрации. При этом писатель воссоздает не внешние подробности жизни, а сосредоточивается на анализе внутреннего мира персонажа, его психологии.

Оноре де Бальзак (1799 – 1850) – классик социального романа XIX в. был создателем не просто большой серии произведений о современной жизни Франции, а целого художественного мира, воплотившего в себе дух его эпохи. Первые произведения он сочиняет в духе так называемого «неистового романтизма» – это приключенческие романы с элементами ужаса и фантастики. Писательская зрелость приходит к Бальзаку в 1834 г., тогда, когда он задумывает грандиозный цикл романов, названный им «Человеческой комедией». Благодаря огромному дарованию и упорному труду, писатель практически полностью осуществил этот замысел, написав 90 романов из задуманных 140. Свою задачу он определил как поиск «скрытого смысла огромного скопища типов, страстей и событий». Отсюда и внутренняя структура «Человеческой комедии»: она делится на три раздела, первый из которых – «этюды о нравах» – рисует «невыдуманные факты», а два других – «философские» и «аналитические» этюды, обобщают эти наблюдения и стремятся выяснить «принципы, начала всего». Для создания иллюзии единой социальной среды Бальзак вводит одних и тех же персонажей в разные произведения. Так, героиня романа «Блеск и нищета куртизанок» оказывается племянницей и наследницей ростовщика Гобсека (новелла «Гобсек»).

Наибольшее значение в творческом наследии Проспера Мериме (1803 – 1870) имеют новеллы. В них Мериме сдержанно выражает свое отношение к действительности, он всегда стремится к объективному и точному повествованию, предпочитая пространному описанию какую-то одну выразительную деталь. Новелла «Кармен» (1845) – наиболее известное произведение писателя прежде всего благодаря яркому характеру героини, Кармен, погубившей жизнь страстно любившему ее Хосе Аисаррабенгоа. Встреча на табачной фабрике становится роковой: плененный красотой и хитростью, Хосе на все готов ради любимой. От бригадира драгунского полка он опускается до убийцы и вора. В конце новеллы он вонзает нож в ту, которая не хочет принадлежать только ему.

Гюстав Флобер (1821 – 1880) – создатель таких знаменитых произведений, как «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (1857), «Саламбо» (1862), «Воспитание чувств» (1869). Доминирующей чертой Флобера как человека и писателя был скептицизм, поэтому все творчество полемика, как с романтиками, так и с реалистами – Стендалем, Бальзаком. Роман «Госпожа Бовари» поразил читателей художественным совершенством и новизной стиля. В отличие от предшествующих романистов, Флобер не противопоставляет незаурядного героя пошлому окружению, провинциальной жизни «цвета плесени», а рисует героиню, чьи представления, почерпнутые из второсортной «романической» литературы, невольно становятся доказательствами невозможности ее разрыва со средой. Флобер-повествователь не дает характеристик своим героям, а предоставляет персонажам самим выражать себя через поступки.

Разновидностью реалистического течения в литературе было направление, представленное Э. Золя и Г. де Мопассаном. Эмиль Золя (1840 – 1902) выработал принципы нового, натуралистического метода в литературе. Еще в начале писательской карьеры он разработал проект многотомной серии романов «Ругон-Маккары». Это история одной семьи в эпоху правления во Франции Наполеона III (1851 – 1871), всего двадцать томов. Используя прием Бальзака – введение одних и тех же персонажей или упоминаний о них в несколько произведений, Золя рисует десятки людей, принадлежащих к разным слоям общества, связанных сложными отношениями наследственности. История нескольких поколений семьи плотно вписана в картину жизни общества; наряду с социальной панорамой Золя стремился одновременно изобразить физиологические аспекты человеческой жизни и особенно взаимовлияние социального и биологического факторов.

Ги де Мопассан (1850 – 1893) по праву считается наследником всех лучших традиций французской литературы XIX в. Первым громких его произведением была небольшая новелла «Пышка» (1880). Действие сюжета разворачивается во время франко-прусской войны. Элизабет Руссе, она же проститутка по прозвищу Пышка, вместе с другими французами ехала подальше от войны в провинцию. В дилижансе она завоевывает благосклонность высокомерных попутчиков тем, что кормит их всех своими припасами. В дорожной гостинице ее домогается прусский офицер. По его приказу дилижанс не запрягают. Пышка сдается на третий день под уговорами своих попутчиков. Когда дилижанс трогается в путь, с ней никто не разговаривает и не делится провизией. Элизабет тихо плачет под «Марсельезу». В этой ситуации «приличные» господа проявляют эгоизм и ханжество, а падшая женщина – готовность к самопожертвованию.

При всей любви писателя к натуралистическому изображению реального мира в его творчестве присутствует главный признак литературного импрессионизма – передача художественными способами чисто субъективного впечатления. Субъективное впечатление передается с помощью ассоциаций, которые вызывает предмет изображения, сложных метафор. Художник стремится цветные и звуковые образы отразить и в тексте, и в зрительном образе. Угрюмая эстетика Ги де Мопассана наиболее полно представлена в его новеллах. Он – автор около двухсот новелл, лучшие из них «Папа Симона», «В порту», «Пленные». В них всегда присутствуют динамичные сюжеты, неожиданные развязки, яркие характеры персонажей, выразительные детали. Вызывающие жалость и сострадание герои не могли быть созданы писателем-оптимистом. Психологическое воздействие текстов Мопассана имеет выраженную угнетающую суггестивность. До сих пор остается одним из самых читаемых классиков во Франции и во всем мире.

К слову, в близкой творческой манере работали норвежский писатель Кнут Гамсун («Голод», «Пан») и украинский новеллист Михаил Михайлович Коцюбинский (1864 – 1913), который отказался от идеализации народной жизни малороссийской провинции и, используя прием соединения трагизма и лиризма, создал чудесную повесть из жизни карпатских гуцулов «Тени забытых предков». Два гуцульских рода враждуют многие годы. Среди озлобленности и мести зарождается любовь Ивана и Марички, принадлежащих к враждующим родам. Иван вынужден был уйти на заработки, в это время Маричка гибнет в речной пучине. Иван пытается забыть любимую, но у него это не получается. Не помогает и женитьба на красивой Палагне. Только в предсмертном бреду Иван видит Маричку и вновь обретает счастье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: