Викторианский роман в Англии

Викторианская литература названа так по времени правления королевы Виктории (1837 – 1901). Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Утилитаризм превыше всего ставит принцип полезности, отождествляет счастье с материальным богатством, выгодой. Евангелизм отличает недоверие к чувственной стороне жизни и природы человека, призыв к подавлению всех естественных начал, боязнь любых наслаждений, искусства в том числе. Отсюда благопристойность как непременное условие викторианской литературы.

Общество, основанное на односторонних и приукрашенных представлениях о человеческой натуре, закрывало глаза на реальную сложность, неоднозначность личности, что обернулось торжеством ханжества, лицемерия, фальши. Процветала двойная мораль: религиозность и сентиментальность прекрасно уживались с проявлениями резкого социального неравенства и жестокости в личных отношениях.

Викторианский роман по сравнению с французским менее ясный, композиционно более рыхлый, стилистически более небрежный, более импровизационный, намного более дидактичный. Жанровая разновидность романа карьеры реже встречается в викторианской литературе по сравнению с современной ей французской, потому что герой английского романа более средний, заурядный человек, не сжигаемый внутренними страстями, не бросающий вызов обществу, а желающий вписаться в существующее общественное устройство как можно более безболезненно.

Специфическим жанром становится роман о детях, или жизни, повествуемой, начиная с детства. Реалистический роман не сразу нашел способы и приемы для изображения остроты детских переживаний, отличий детского мировосприятия. Целую галерею детских образов создал, например, Чарлз Диккенс (1812 – 1870). Выходец из семьи бедного мелкого чиновника, попавшего в долговую тюрьму, он с детства познал нужду и был вынужден рано зарабатывать на жизнь сначала на фабрике ваксы, потом клерком в конторе адвоката, а затем судебным и парламентским репортером. Некоторые обстоятельства его детства и юности нашли отражение в его носящем автобиографические черты романе «Дэвид Копперфилд». Но по-настоящему его огромный талант раскрылся в первом его романе – «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837), принесшем ему славу. Тонкий юмор, целая галерея гротесковых персонажей, среди которых выделялся ставший почти нарицательной фигурой чудаковатый и странноватый мистер Пиквик, – все это сразу же сделало Диккенса любимцем английской читающей публики. Постепенно в его произведениях крепнет социальный критицизм: в романе «Домби и сын» (1848) он создает исполненный немалой обобщающей силы образ сурового жестокосердного негоцианта Домби. В 50-е гг. в творчество Диккенса активно входит социальная тема: он критикует заскорузлость юридической системы, олицетворенной в Верховном канцелярском суде («Холодный дом»), бездушную практику эксплуатации рабочих («Тяжелые времена»). Он – сторонник реформ, нравственного перевоспитания общества, противник революционного насилия.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) – современник Диккенса, мастер английского реалистического романа XIXв., блестящий сатирик. В своем лучшем романе «Ярмарка тщеславия» Теккерей изображает по преимуществу высшие круги: буржуазию и аристократию. В этом «романе без героя» дано широкое обозрение английского и, шире, европейского общества, в котором люди, наподобие театральных марионеток, управляемых опытной рукой кукольника, действуют лишь жаждой наживы, эгоистичные и тщеславные. Художественное открытие Теккерея – образ Бекки Шарп, красивой, расчетливой и бездушной карьеристки, использующей любые средства для достижения своих целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: