Русская музыка XIX в

У истоков русской национальной классической музыки стояли непрофессиональные музыканты. Поскольку обучение всяким искусствам входило в необходимый перечень предметов для дворянского образования, то большое число военных и чиновников, увлекавшихся игрой на музыкальных инструментах и сочинением мелодий, было вполне естественным.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851), офицер, участник войны 1812 г., будучи сосланным за преступление, которое следствию доказать не удалось, жил в Сибири, на Урале и Кавказе, где увлекся собиранием фольклора живших там народов. На основе традиций русского городского фольклора начала XIX в. он создал около 200 романсов, в том числе «Соловей» и «Нищая». Ему принадлежит музыка на стихи А.С. Пушкина.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) получил музыкальное образование, вполне позволявшее ему стать профессиональным композитором, но отсутствием подобных традиций у дворян заставило его некоторое время работать чиновником Главного управления путей сообщения. Оставив службу, Глинка в Италии изучал европейскую музыкальную культуру, затем в Вене и Берлине – теорию композиции, полифонии инструментовки. Удалившись на год в родовое имение Новоспасское, он создал оперу «Жизнь за царя» (1836), имевшей авторское название «Иван Сусанин», которое было принято и в советское время. Вторая опера была написана по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1842). Тем самым Глинка заложил основы двух наиболее типичных для русской классической музыки жанров – народной драмы и музыкальной сказки.

За Глинкой признана слава классика русского романса. Начав с экзотических сюжетов («Венецианская ночь» (1832); «Я здесь, Инезилья» (1834)), он создал романсы, точно передающие сложные человеческие чувства и состояния («Сомнение» (1838); «В крови горит огонь желанья» (1839)), которые стали эталоном русского романса. В некоторых произведениях этого жанра он использовал национальные мотивы (свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839); «Попутная песня» (1840)).

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Он считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Его главное произведение, опера «Русалка» (1855), знаменовала рождение нового жанра русской оперы – народно-бытовой психологической драмы.

Уникальным музыкальным явлением представляются его камерные вокальные произведения. Созданные в жанре драматической сценки романсы для одного голоса и фортепиано на стихи П. Беранже в переводе В. Курочкина «Старый капрал» и «Червяк» основаны на новом методе т. н. интонационального реализма – воспроизведении интонаций речи посредством мелодизированного речитатива.

«Старый капрал» – это монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Романс состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много речитативности, например, рефрен: «В ногу, ребята, раз, два», и второй куплет: «Я оскорбил офицера…». Каждый куплет углубляет драматичность текста. В конце Даргомыжский вводит хор: «В ногу, ребята, раз, два». Слушатель понимает, что это вмешательство в сюжет расстрельной команды.

Сатирическая сценка «Червяк» высмеивает чинопочитание. Главное в этой композиции – вокальная партия; фортепианная партия очень скромная. Используется смена интонаций. Рефрен «Какое счастье» в каждом куплете передает смену чувств героя – маленького чиновника, которого осчастливил своей дружбой «его сиятельство»; «червяк» счастлив, но слухи о его жене и «его сиятельстве» несколько омрачают царящую идиллию.

«Могучая кучка». Под этим именем в историю русской культуры вошло творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Название дал кружку его идеолог – критик Владимир Стасов. Впервые название встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». К середине 1870-х годов «могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать.

По европейским меркам члены «могучей кучки» были композиторами-любителями, каждый из них имел свое профессиональное занятие помимо музыки. Милий Алексеевич Балакирев (1837–1910), Цезарь Антонович Кюи (1835–1918) и Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) были военными офицерами. Впоследствии Цезарь Кюи даже дослужился до чина генерала. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) впервые вошел в этот музыкальный кружок шестнадцатилетним кадетом Военно-морского корпуса, а Александр Порфирьевич Бородин был к моменту вхождения в кружок доктором и профессором химии. Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) родился в Санкт-Петербурге от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Гедианова из рода князей Имеретинских и 25-летней Евдокии Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Бородина и его жены. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 г. дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны. По документам он был сыном крепостных, получившим вольную. За взятку был записан в купцы третьей гильдии для поступления в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 г. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.

Римский-Корсаков дорабатывал также неоконченные произведения Даргомыжского и Мусоргского. Некоторые искусствоведы упрекают композитора в том, что он недостаточно бережно относился к исходному замыслу своих покойных товарищей, редактируя их партитуры в соответствии со своим вкусом.

Причиной ранней смерти Бородина была многолетняя крайняя загруженность композитора. Материальные проблемы вынуждали его много трудиться, преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы. Днем он работал, вечером писал музыку, а часто ночью не мог спать из-за приступов астмы, которыми страдала его жена – пианистка Екатерина Протопопова. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 54 лет.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), отставной офицер и чиновник в ряде столичных учреждений и министерств, Рюрикович в 30 колене. Самый радикальный из числа композиторов, работавших над формированием уникальной русской музыкальной индивидуальности. Его иногда отличало преднамеренное пренебрежение установленных обычаев западной музыки. Опера «Борис Годунов» заимствовала исторический сюжет периода Смуты, в котором композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Несмотря на то, что публики приняла оперу восторженно, она была снята с репертуара по причине далекой от официальной трактовки истории. События оперы «Хованщина» относятся к 1682-1687 гг., когда царевна Софья пыталась захватить власть в свои руки. Мусоргский показывает враждебные Петру силы – стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, фаворита Софьи. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу – еще в большей степени, чем в поэме. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы. Если Хованский стремился к царской власти, пытаясь поднять стрелецкий бунт, то стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Раскольники не только фанатики и изуверы, но и мужественные люди, идущие на самосожжение.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – один из лучших мелодистов мира. Окончил училище правоведения и до 1863 г. находился на службе. Результатом знакомства в 1868 г. и творческих контактов с членами «могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений. В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет, особенно в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии. Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: