Обработка, анализ и использование результатов соц. исследования

Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполняемых анкет, бланков и т.д. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с №1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается кодировщикам. Но перед тем, как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной видами информации. Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. При опросе 60-70 человек и наличии в инструментарии анкеты более 20 вопросов предел для ручной обработки – 150-200 анкет. Результаты обработки на ЭВМ отражают в виде табуляграмм. Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. При этом выделяются существенные признаки и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Группировка социологической информации может быть:

-по номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.)

- по признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной руд, работа с механизмами, оператор и т.д.)

- по количественному признаку (группы характеризуются числовой величиной, они качественно сравнимы между собой)

Виды группировки:

- структурная (респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых)

- типологическая (выделяются соответствующие типы респондентов)

- аналитическая (служит для выявления взаимосвязи двух и более признаков)

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога. Общая логика интерпретации состоит в превращении социологических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин, а как социологические данные. От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Виды исследования предполагают характер проверки гипотез. При пилотажном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной. При описательном и аналитическом исследовании процедура проверки значительно усложняется и проводится с выделением однородных по социально-демографическим признакам подгрупп из всей опрощенной совокупности.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит информацию, интересующую заказчика, научные выводы и рекомендации. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изученной социальной проблемы, характеристику параметров исследования. Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам. Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: