Структурный функционализм в социологии

Основателем школы структурно-функционального анализа был Т. Парсонс. Его исходной точкой стал принцип системного строения общества. Парсонс утверждал, что все социальные системы выполняют четыре основных функции:

-адаптации, когда система приспосабливается к любым внутренним и внешним изменениям

- целедостижение, система ставит и достигает поставленную цель

- интеграции, система связывает все свои элементы и функции

- удержания образца, система создает, сохраняет, совершенствует образцы поведения субъектов, их мотивацию и культурные правила.

Ключ ко всей концепции Парсонса – категория равновесия. Общество, по его мнению, может существовать только в равновесии. Его нарушение ведет к дестабилизации системы, ее гибели. Главная задача социологии – дать рекомендации по поддержанию равновесия системы, общества. Равновесие обеспечивается социальным действием. Исходными точками социального действия являются: деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию. Деятель (в его качестве могут выступать как отдельные люди, так и социальные группы) вычленяет из окружающей среды отдельные объект, классифицирует их по признакам значимости для себя, места, свойства и т.д. На структуру социального действия влияют:

- система ценностных и нормативных символов, которые соотносят цель с ситуацией, определяют выбор средств

- принятие индивидуальных решений о путях достижения цели

- сама ситуация (имеющиеся средства и сложившиеся условия)

Модель системы действия у Парсонса предполагает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Парсонс полагал, что социальные системы обладают определенными уровнями. Более высокий уровень потребляет энергию нижнего уровня. Более высокие уровни системы контролируют более низкие. Самый высокий уровень назван понятием «высшая реальность» и вбирает у него идеалы и гуманность общества. Этот уровень вроде и лишен физической энергии, но тем не менее осуществляет наиболее действенный контроль. Социальная система интегрирует действия множества индивидов, культура содержит наиболее общие образцы действий, ценностей, верования, знания, выборах целей. Развитие общества, человечества у Парсонса носит эволюционный характер. В нем больше действуют силы дифференциации (нарастает неоднородность внутри системы» и интеграции (идет рост целостности системы вследствие появления новых взаимодополняемых связей, их упрочения и координации частей). Чтобы системы успешно функционировали необходимо, по мнению Парсонса, высокая степень их организации, совместимость с другими системами, взаимоподдержка; система должна удовлетворять большую часть потребностей тех субъектов, кто максимально поддерживает ее своим участием в ней; система должна обладать контролем за поведением своих элементов; если возникает конфликтная ситуация и может разрушить систему, то она должна жестко контролировать ее; чтобы функционировать, система должна обладать единым языком и правилами общения (коммуникации).

В концепции Парсонса обозначены и разработаны три типа общества: примитивное (дифференциация в нем отсутствует), промежуточное (когда появляется письменность, социальное расслоение, культура выделяется в самостоятельную сферу человеческой деятельности), современное (его главным свойством является формирование правовой системы из религиозной, возникновение бюрократии, рыночной экономики, демократической и избирательной системы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: