Общая культура и организационная культура

Из множества различных определений культуры наиболее системным, логически обоснованным и универсальным является определение, данное Питиримом Сорокиным. Культуру он определяет как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Организационная культура - это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации. Система смыслов, ценностей, норм и ориентиров организационной культуры позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Выработка самой миссии остается при этом вне поля организационной культуры. Последняя включает в себя только организационное целеполагание - установление частных целей, связанных с обеспечением реализации миссии организации.

Неотъемлемым компонентом организационной культуры являются вещи, средства и предметы, обеспечивающие процесс жизнедеятельности организации. В состав вещественной составляющей включаются те средства и предметы, использование которых в организации является целенаправленным и носит не случайный, а устойчивый характер. Так, организационная культура производственного предприятия включает в себя средства производства: производственные здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт.

17. Типология организационной культуры.

Существенные различия строения и внутреннего функционирования разных организационных культур предопределяют разнообразие этих культур с точки зрения характеристик их внешнего состояния, возможных форм и направлений поведения в мегакультуре, взаимоотношений с другими одноуровневыми культурами, особенностей самого субъекта организационно-культурного процесса. Можно дать следующую классификацию организационных культур, в которой все это разнообразие будет сведено к нескольким наиболее характерным типам.

1. Сильные и слабые. Сила культуры определяется:

- толщиной культуры (количеством важных предположений, множеством уровней веры и ценностей);

- степенью разделяемости культуры членами организации;

- ясностью приоритетов культуры.

2. Динамические и статические. К динамическим относятся культуры, способные к быстрым и существенным изменениям.

3. Активные и пассивные. Статические культуры apriori являются пассивными. Но не все динамические культуры активны. Активность - это способность не просто к динамике, а к внутренне обусловленной динамике, когда импульс изменения организационной культуры заключается в ней самой.

4. Целенаправленные и неориентированные. Целенаправленная культура предполагает четкую ориентацию организации и ее отдельных членов на достижение миссии и целей организации.

5. Экстравертные и интравертные. Экстравертные культуры - это культуры, обращенные вовне, в мегакультуру, к другим культурам, и характерны для организаций, миссия которых находится в области внешнего функционирования.

6. Открытые и закрытые. Открытыми являются культуры, обладающие способностью осуществлять культурный обмен. Закрытыми – те, которые такой способностью не обладают.

7. Конформистские и конфронтационные. Конформистские культуры - это очень слабые культуры, это культуры зависимости и приспособленчества.

8. Субъективистские и объективистские. Субъективистская культура - это не столько культура организации в целом, сколько культура тех лиц, которые активно реализуют миссию организации. Она определяется преимущественно личностными качествами людей, носителей культуры, их предыдущим воспитанием и опытом, собственной сформированной в течение жизни культурной позицией.

9. Индивидуалистские и коллективистские. Индивидуалистскими являются культуры таких организации, члены которых действуют, исходя из собственных интересов, реализуя непосредственно свои собственные цели и основываясь на своих собственных личных ценностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: