Способы организации собственного дела. Общая характеристика процесса предпринимательства

1. Оценка экономической целесообразности открытия своего бизнеса.

Для того, чтобы выработать стратегию своего дела и не допустить ошибок необходимо иметь хотя бы самое общее представление о том, что от Вас потребуется при желании стать индивидуальным предпринимателем или создать свою организацию:

согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления;

предпринимателем может стать не каждый (по мнению социологов - только один из десяти) и для того, чтобы решить для себя сможете ли Вы стать предпринимателем, желательно пройти бизнес – тренинг или курсы предпринимателей в одном из центров поддержки предпринимательства;

для того, чтобы безошибочно определить ЧТО, КАК и СКОЛЬКО производить (продавать) нужно произвести комплексную оценку идей (проекта).

В сфере бизнес-планирования рекомендуется следующая последовательность анализа нового проекта:

1 шаг - маркетинговый анализ: суть в ответе на 2 вопроса:

Можно ли будет продать продукт (услугу), являющийся результатом реализации проекта?

Можно ли будет получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?

Примечание: Этот этап анализа является очень важным. По статистике, основная причина банкротства субъектов предпринимательства – до 80% - это недостаточное внимание к маркетинговым вопросам.

2 шаг - технический анализ:

определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта.

анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости помещения (арендной платы), сырья, энергии, рабочей силы;

проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.

Следует отметить, что первые шаги - наиболее важные шаги для начинающего предпринимателя, в последующее потребуются:

3 шаг - финансовый анализ (общая схема):

анализ финансового состояния субъекта предпринимательства в период подготовки инвестиционного проекта;

анализ безубыточности производства основных видов продукции;

прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта;

оценка эффективности инвестиционного проекта.

4 шаг - экономический анализ (несколько отличается от финансового).

Основной вопрос финансового анализа: может ли данный проект увеличить доход владельцев организации?

Экономический анализ состоит в оценке влияния проекта на работу организации в целом.

5 шаг - институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Его главная задача - оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.

6 шаг - анализ риска.

Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа, являются неопределенной. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону, так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.

Опытные предприниматели советуют: поработать полгода - год в качестве наемного работника в той сфере, которую Вы хотите избрать, для того чтобы почувствовать все нюансы будущей работы.

В общем же, правила принятия инвестиционных решений можно сформулировать следующим образом:

- инвестировать денежные средства в новый проект имеет смысл только в том случае, если можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;

- инвестировать средства имеет смысл, только если рентабельность инвестиций превышает темпы роста инфляции.

При подготовке своего проекта необходимо также помнить о внешней оценке, особенно, если Вы собираетесь привлекать дополнительные средства в виде кредитов, займов и другие виды капитала. Поэтому предпринимателю при планировании процесса реализации своей идеи следует провести предварительную «прикидку» необходимых для этой цели средств (капитала).

Для того, чтобы достичь желаемого эффекта необходимо четко представлять сколько это будет стоить и как это сделать. С этой целью составляют определенный план действий с расчетами и аргументами, который все привыкли в практике называть бизнес-план.

Бизнес-план позволяет оценить целесообразность открытия своего дела независимо от вида деятельности. Он является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства, так как позволяет решить целый ряд задач, основными из которых являются следующие:

обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);

расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности и в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.

Бизнес - план служит основой при переговорах с будущими партнерами, а потом служит не только внутренним документом, но может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов.

Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. И чем детальнее прописаны шаги реализации Вашей идеи, тем меньше рисков и неожиданностей поджидает Вас на практике. Как правильно оценить новый бизнес-проект?

Постановлением Министерства экономики от 31 августа 2005 г. № 158 ”Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов“ утверждены общие положения по разработке бизнес-планов, которые можно также взять за основу при проведении расчетов.

ПАМЯТКА.

Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий. С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляются расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

2. Выбор формы организации бизнеса.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также создания юридического лица различной организационно-правовой формы.

Прежде чем перейти к рассмотрению указанных форм осуществления предпринимательской деятельности предлагается четко определиться, в чьей собственности будет находиться имущество, а именно: индивидуального предпринимателя, юридического лица или учредителей (участников).

Формы осуществления предпринимательской деятельности

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

Без образования юридического лица гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель это гражданин (находящийся в дееспособном возрасте), самостоятельно (единолично) принимающий решение об осуществлении предпринимательской деятельности и ее прекращении, осуществляющий эту деятельность лично от своего имени и несущий личную ответственность. Индивидуальный предприниматель является единоличным собственником имущества, используемого им в предпринимательской деятельности.

Преимущества деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: минимальные расходы, связанные с вхождением в бизнес, упрощенный порядок государственной регистрации и осуществления предпринимательской деятельности, упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерского учета, единоличное владение и распоряжение доходами.

Недостатки деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: личная ответственность за результаты предпринимательской деятельности, ответственность по долгами перед кредиторами личным имуществом, невозможность иметь наемных работников, кроме членов семьи.

Особенности регулирования деятельности граждан в качестве индивидуальных предпринимателей определены Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 ”О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности“ (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30500285)

Предпринимательская деятельность с созданием юридического лица осуществляется только коммерческими организациями. К этой категории относятся юридические лица (организации) преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая установленную государственную регистрацию в качестве юридического лица.

Юридическое лицо создается (учреждается) гражданами, которые вносят вклады (деньги и иное имущество) и формируют уставный фонд. После внесения вкладов в уставной фонд данные граждане теряют право собственности на него, и собственником становится созданное ими юридическое лицо (кроме унитарного предприятия).

Учредители (участники) могут иметь обязательственные права к созданным юридическим лицам.

Юридическое лицо действует на основании учредительных документов: учредительного договора, либо устава, либо обоих этих документов, либо только учредительного договора, что зависит от формы юридического лица

Юридическое лицо (как абстрактное понятие) приобретает и осуществляет свои права через свои органы, которые создаются в соответствии с учредительными документами и законодательством и в которых определяется компетенция каждого органа. Юридические лица несут ответственность всем своим имуществом, учредители (участники) не отвечают по обязательствам юридического лица (за исключением случаев, установленных законодательством или учредительными документами) и несут риск своим вкладом (долей, акцией).

Учредители (участники) имеют право на получение части чистой прибыли, если высший орган юридического лица принял такое решение.

Таким образом цель создания коммерческой организации - получение и распределения прибыли. Поэтому очень важно, чтобы организация работала успешно и прибыльно, так как юридическое лицо может обанкротиться.

Примечание: для того, чтобы освоиться в бизнесе, накопить капитал, проверить свои способности представляется наиболее целесообразным и оправданным зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В дальнейшем, получив опыт, можно изменить свой юридический статус и создать юридическое лицо для осуществления предпринимательской деятельности в более сложной форме.

Гражданским кодексом Республики Беларусь (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9800218) определено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

хозяйственных товариществ и обществ;

производственных кооперативов;

унитарных предприятий;

крестьянских (фермерских) хозяйств;

и иных формах, предусмотренных Гражданским кодексом.

Начинающим предпринимателям рекомендуется создание хозяйственного общества в форме унитарного предприятия (далее - УП) или общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), общества с дополнительной ответственностью (далее - ОДО).

УП - одна из наиболее востребованных форм для тех, кто хочет единолично вести свой частный бизнес. Данная форма не содержит ограничений по количеству наемных работников. При определенных законодательством условиях УП, как малое предприятие, может вести упрощенный налоговый и бухгалтерский учет.

Особенности создания и деятельности УП, ООО и ОДО определены Декретом № 1 (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0900001), а также Гражданским кодексом Республики Беларусь (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9800218).

3. Подготовка документов к государственной регистрации.

3.1. Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции;

фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

3.2. для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции;

устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

копия документа, удостоверяющего личность;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Истребование иных документов для государственной регистрации запрещается.

До подачи документов в регистрирующий орган для государственной регистрации создаваемой коммерческой организации, собственник имущества, учредители (участники) должны:

согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;

определить предполагаемое место размещения организации;

принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

Сноска: образцы заявления, учредительных документов, можно взять на сайте Мингорисполкома.

Примечание: в случае, если заявление подается не одним из учредителей организации, представляется один из ниже указанных документов:

копия (либо, по желанию, – оригинал) доверенности, выданной в установленном порядке от имени физического лица - учредителя (участника) создаваемого юридического лица;

копия документа, подтверждающего полномочия руководителя, либо доверенности (оригинал либо копия), выданной в установленном порядке от имени юридического лица.

3.3. Согласование наименования.

Согласование наименований осуществляется отделами по ведению Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рай(гор)исполкомов (далее – отдел по ведению ЕГР).

Для прохождения процедуры согласования нужно заполнить

и предоставить в отдел по ведению ЕГР необходимые документы, что можно сделать двумя способами:

по почте (с обратным получением ответа, т.е. справки о согласовании наименования, также по почте);

при личном обращении в отдел по ведению ЕГР.

Интерактивная база данных наименований организаций, содержащихся в ЕГР - совместный проект Министерства юстиции Республики Беларусь и портала BEL.BIZ. Новый сервис портала BEL.BIZ значительно упростит Вашу работу по согласованию наименования Вашей будущей организации.

Чтобы осуществить проверку имени организации советуем Вам ознакомиться с рекомендациями Министерства юстиции по выбору наименования.

Предлагаем также воспользоваться другими возможностями этого портала:

заполнить бланк заявления на согласование имени компании в формате doc (скачать) и pdf (скачать), если Вы хотите отправить заявку по почте.

Более подробно о процедуре согласования наименований рассказано в разделе портала «Регистрация юридических лиц».

Примечание: если в наименовании юридического лица (полном или сокращенном) используется название Республики Беларусь, либо слова “национальный” или “белорусский” – представляется документ, подтверждающий право их использования в наименовании.

3.4. Формирование уставного фонда.

Любая коммерческая организация должна иметь уставный фонд, созданный в соответствие со статьей 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9800218). Фонд может быть сформирован посредством внесения некоторой суммы денег, ценных бумаг и иного имущества, в том числе имущественных прав. В случае неденежного вклада, должна быть проведена оценка его стоимости.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением акционерных обществ, а также иных коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

3.5. Открытие временного счета для формирования уставного фонда.

Для открытия временного счета учредители создаваемого юридического лица, уполномоченный другими учредителями (далее - уполномоченный учредитель), для формирования уставного фонда создаваемого юридического лица представляют в банк документы, установленные Национальным банком.

3.6. Указание в учредительных документах видов деятельности.

В соответствии с пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0900001) в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

Примечание: классификация видов деятельности производиться в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 “Виды экономической деятельности”, утверждённым Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 65, а также Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 ”О лицензировании отдельных видов деятельности“ (http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31000450).

4. Процедура государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом, которыми делегированы функции по подготовке документов местным исполнительным и распорядительным органам, а Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - соответствующим администрациям районов.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0900001) местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия (далее - жилое помещение) в одном из следующих случаев:

жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.

4.1. Ставки государственной пошлины.

За государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина в размере, установленном в Главе 27 Налогового кодекса Республики Беларусь (Приложение № 22) (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk0900071).

Наименование документов и действий, за

которые взимается государственная пошлина

Ставки государственной

пошлины

1. Государственная регистрация:

- создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций (за исключением коммерческих организаций, в которых будет использоваться труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников) - инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств)

5 базовых величин

- индивидуальных предпринимателей

0,5 базовой величины

- создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций, в которых будет использоваться труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников) - инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств

0,8 базовой величины

- изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих организаций (за исключением коммерческих организаций, в которых используется труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников) - инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, созданных организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств)

1,5 базовые величины

- изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, влекущих выдачу новых свидетельств

0,5 базовой величины

- дополнений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

0,25 базовой величины

- изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих организаций, в которых используется труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников) - инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, созданных организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств

0,25 базовой величины

2. Выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя

50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя

4.2. Основания отказа государственной регистрации:

1. непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о государственной регистрации;

2. оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

3. представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в хозяйственном суде.

4.3. Ответственность в области государственной регистрации субъектов хозяйствования.

В соответствии с п.25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0900001) собственники имущества (учредители, участники) коммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной в соответствии с частью второй настоящего пункта, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Согласно п. 27 Положения при исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае признания его государственной регистрации недействительной, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа должен внести в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, с указанием оснований такого признания, аннулирования.

При этом собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, государственная регистрация которой признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной.

Примечание: для целей указанного Положения под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.

4.4. Рассмотрение документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, разъясняют гражданам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

1. ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;

2. выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему;

3. вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4. представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированными считаются:

юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Примечание: по желанию юридического лица, индивидуального предпринимателя свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с документами, подтверждающими постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Уведомительный принцип в отношении изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации.

В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

Выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя.

При утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием государственной пошлины в размере 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя.

5. Открытие расчетного счета, постановка на учет, изготовление печатей

5.1. Перечень документов, предоставляемых в банк юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для открытия расчетного счета:

- заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

- копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

- карточка с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

5.2. Постановка субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах статистики, ФСЗН, Белгоссраха.

В соответствии с п. 24 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Pd0900001), регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

5.3. Изготовление печатей (штампов).

Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

6. Условия осуществления предпринимательской деятельности

6.1. О бухгалтерском учете и отчетности

Законом Республики Беларусь ”О бухгалтерском учете и отчетности“ регулируются правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности юридическими лицами Республики Беларусь, филиалами и представительствами, в том числе представительствами иностранных организаций, хозяйственными группами, простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности).

Субъекты хозяйствования обязаны непрерывно вести бухгалтерский учет (учет) с момента их создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

Бухгалтерский учет (учет) активов, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях.

Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке.

Все хозяйственные операции должны своевременно регистрироваться на счетах бухгалтерского учета и фиксироваться в бухгалтерском учете на дату их совершения с отражением в бухгалтерской отчетности тех периодов, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями.

В бухгалтерском учете раздельно следует учитывать текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

В зависимости от объема учетной работы руководитель юридического лица обязан:

организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения;

обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководство бухгалтерским учетом могут осуществлять:

главный бухгалтер;

при отсутствии в штате должности главного бухгалтера:

бухгалтер;

главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее: главный бухгалтер).

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством РБ и утвержденной решением руководителя организации.

Учетная политика организации включает в себя:

описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;

план счетов бухгалтерского учета;

применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с настоящим Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Организации, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, а также численности работников имеют право самостоятельно избрать одну из следующих форм ведения бухгалтерского учета:

бухгалтерский учет в общеустановленном порядке;

упрощенное ведение бухгалтерского учета.

При организации бухгалтерского учета в общеустановленном порядке могут применяться формы:

полная - 16 журнально-ордерная форма;

сокращенная - 8 журнально-ордерная форма;

мемориально-ордерная форма.

Журнально-ордерные формы ведения бухгалтерского учета должны оформляться в соответствии с требованиями:

Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Минфином СССР от 8 марта 1960 г. № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»;

Инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. N 41 «Об утверждении перечня регистров журнально-ордерной формы в организациях агропромышленного комплекса и инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса»;

иных нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету.

При мемориально-ордерной форме ведения учета следует руководствоваться Инструкцией Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 г. № 61 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР».

Письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 15-3/1026, Министерства финансов Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 15-3/1026/2/415, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 2/415 «Методические рекомендации о порядке упрощенного ведения бухгалтерского учета в рамках упрощенной системы налогообложения» (далее: Методические рекомендации), определен порядок упрощенного ведения бухгалтерского учета:

1.) по простой форме путем регистрации всех хозяйственных операций в Книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета активов (ведомостей)) (форма книги приведена в Методических указаниях) для организаций со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек;

2.) с использованием регистров учета (ведомостей):

ведомость учета основных средств, нематериальных активов, начисленных амортизационных отчислений - форма В-1;

ведомость учета производственных запасов, товаров, НДС, уплаченного по приобретенным ценностям - форма В-2;

ведомость учета затрат на производство - форма В-3;

ведомость учета денежных средств - форма В-4;

ведомость учета расчетов и прочих операций - форма В-5;

ведомость учета реализации - форма В-6 (оплата) или форма В-6 (отгрузка);

ведомость учета расчетов с поставщиками формы В-7;

ведомость учета оплаты труда - форма В-8;

ведомость (шахматная) - форма В-10;

оборотная ведомость - форма В-11 (формы ведомостей приведены в Методических указаниях) для организаций со средней численностью работников в месяц от 15 до 100 человек.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением, уплачивающих налог на добавленную стоимость) освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, при этом они обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее: КУДР) по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. N 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения» (с изменениями и дополнениями).

Вместе с тем, данные организации вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

Особенности ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами общественными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами собственников, хозяйственными группами, простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности) устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность должна оформляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении субъекта хозяйствования, а также о финансовых результатах его деятельности.

?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: