Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта в РФ

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетнос­ти), согласно которой выделяются две базовые модели:

- континентальная, в которой развитие учета предопределяется законода­тельными актами государства;

- англосаксонская, в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-про­фессионалы.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерс­ком учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достовер­ной информации о финансовом положении, финансовых результатах дея­тельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российс­кой Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной влас­ти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями федерального органа определены:

а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональ­ных бухгалтеров в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические осно­вы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федера­ции, а также документов, излагающих правила представления полной и досто­верной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому уче­ту:

а) первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постанов­ления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;

б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень — План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень — рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты бух­галтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому уче­ту и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определя­емым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федераль­ными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и ко­ды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая ха­рактеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распростра­ненных операций.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они состоят из внутренних документов бухгалтерского учета организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевой принадлежнос­ти, структуру и размеры организации и другие факторы. Эти документы но­сят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хо­зяйственной деятельности организации и формируют учетную политику ор­ганизации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Имеете с тем законодательные и иные нормативные акты, регу­лирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регла­ментирующие порядок ведения бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: