Проблема аттестации учителей — это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.
Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его более достоверной и доказательной аттестации содержит две стороны. Первая — это оценка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок, вторая — оценка результата, то есть в первую очередь степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития).
Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса.
Критерий результата (результат педагогической деятельности). Качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность определяются:
запасом фактических знаний по предмету;
умением пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);
пониманием сути процессов и явлений в природе и обществе;
степенью самостоятельности учащихся;
умением добывать знания;
отношением к делу, поведением в школе, активностью в общественно полезной трудовой деятельности, эстетической и физической культурой.
Критерий процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо ограничивать ими показатели труда учителя. С этой целью изучаются:
• работа учителя над повышением своей квалификации;
качество уроков, учебная и воспитательная работа;
умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей.
Аттестация учителей проводится в три этапа.
Первый этап — создание решением педагогического совета аттестационной комиссии в образовательном учреждении и ее утверждение руководителем данного учреждения.
На основании Положения об аттестации оформляется ряд документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.
Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию, для получения первой квалификационной категории — в аттестационную комиссию муниципального управления, для получения высшей квалификационной категории — в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию.
Второй этап — организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности.
Третий этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации.
На основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавливают уровень оплаты труда по соответствующим разрядам.
Анализ описанной системы повышения квалификации свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, организаторов школьного дела, то есть зависит от личностных качеств директоров школ, от отношения к учителю организаторов школьного дела в районе, области, стране.