Путь к достижению стратегических целей партнерства России и ЕС лежит через выполнение всех положений и условий Соглашения, которое открыло широкие возможности развития практического сотрудничества между Сторонами в сферах экономики, политики и культуры. Это не означает, что договорно-правовая база такого сотрудничества уже полностью сформирована. Напротив, реализации потенциала взаимодействия, заложенного в СПС (соглашение о партнёрстве и сотрудничестве), способствовало бы заключение ряда специализированных соглашений, относящихся к отдельным главам и статьям СПС или вызванных новыми процессами и переменами в Европе. В целом же, как показал опыт последних лет, выполнение СПС связано с точным выбором приоритетных направлений сотрудничества и определением наиболее важных задач, на решение которых уйдет все предстоящее десятилетие. В экономике к числу таких задач относятся:
1. Создание оптимальных условий для стабильного развития взаимной торговли и существенного роста иностранных инвестиций в российскую экономику. Становится, как никогда, актуальной задача разработки совместной торговой стратегии, основанной на понимании того, что устойчивый рост торговли между Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее структуры, особенно структуры российского экспорта, в котором будет постепенно увеличиваться доля промышленной продукции. Соответственно меняется подход к пониманию роли западноевропейских инвестиций, важнейшим назначением их становится содействие структурной перестройке российской промышленности, в том числе ее адаптации к условиям и требованиям европейского рынка.
|
|
Эта концепция сотрудничества в области торговли и инвестиций должна быть увязана с решением таких актуальных задач, являющихся предметом обсуждений и переговоров, как вступление России в ВТО, защита интересов российских хозяйствующих субъектов, действующих в Европе, улучшение правовых, административных и иных условий деятельности иностранных инвесторов в России и т.д.
2. Участие России в решении общеевропейских проблем и осуществлении общеевропейских программ. Речь идет о таких областях сотрудничества, как: энергетика и трансевропейские сети нефтегазопроводов; ядерная энергетика и ядерная безопасность; трансевропейские транспортные коридоры с выходом в Россию и перспективой создания сквозных магистралей Европа-
Азия; общеевропейские или коммунитарные программы развития науки и технологии; такого же рода программы сотрудничества университетов в подготовке высококвалифицированных специалистов; защита и оздоровление окружающей среды; борьба с экономической преступностью.
|
|
3. Последовательное осуществление курса на использование сотрудничества с ЕС для содействия строительству в России эффективной рыночной экономики, стабильного гражданского общества, демократического государства. С учетом этого заслуживает полной поддержки идея существенного пересмотра целей, содержания и практики осуществления программы ТАСИС в той ее части, которая относится к России, - ее приспособления к за дачам структурных реформ.
4. Сближение между Россией и ЕС в вопросах законодательства, стандартов и норм, дипломов и сертификатов, статистики и финансовой отчетности. Как показал опыт подготовки стран Центральной и Восточной Европы к вступлению в Евросоюз, эта работа крайне необходима и вместе с тем требует больших затрат труда и времени.
5. Налаживание постоянного широкого сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с наркобизнесом и отмыванием капиталов, терроризмом, нелегальной миграцией. Важность сотрудничества в этой области будет расти по мере продвижения России и ЕС к созданию общей зоны свободной торговли.