Управление качеством в европейских странах

С 1980 г. и по настоящее время в Европе наблюда­лось движение к высокому качеству продукции и ус­луг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Все это приве­ло к более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

В большинстве стран Западной Европы осуществля­лась активная деятельность по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке единых требо­ваний и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Значимое место в этой деятельности занимают спе­циальные ассоциации или организации, осуществля­ющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были сформи­рованы единые стандарты, единые подходы к техно­логическим регламентам, гармонизированы нацио­нальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в дей­ствие их европейские аналоги — EN серии 29000.

Повышенное внимание уделяется сертификации си­стем качества на соответствие этим стандартам, со­зданию авторитетного европейского органа по серти­фикации в соответствии с требованиями стандартов EN серии 45000. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы по­требителей от низкосортной продукции, стимулиро­вать производителей к новым достижениям в области качества.

Для стабильного функционирования европейско­го рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Помимо сертификации продукции осуществляется аккредита­ция испытательных лабораторий и работников, осу­ществляющих контроль и оценку качества продукции. Центральный аспект их деятельности — контроль за удовлетворением требований потребителя и разреше­ние конфликтов, которые возникают между произво­дителем и поставщиком продукции. В последние годы компании осуществляют еще более интенсивную по­литику в области повышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю.

В целом, качество стало фактором обеспечения кон­курентоспособности европейских стран. Для исполне­ния такой стратегии потребовались:

1) единые законодательные требования (директивы);

2) единые стандарты;

3) единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка.

В 1985 г. была принята новая концепция гармони­зации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования носят рекомендательный характер. В основном, европейские страны ориентируются на стандарты ИСО 9000 и EN 29000. Введена маркировка продукции знаком СЕ.

В настоящее время действует Европейский коор­динационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организа­ции по сертификации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финлян­дии, Норвегии, Ирландии и Италии.

Задача этих органов заключается в удовлетворе­нии запросов миллионов потребителей единого евро­пейского рынка с наименьшими затратами.

Конкурентная борьба. В условиях обострившей­ся конкуренции многие европейские компании объе­диняют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, которые включают стабильную технологию, соответствующую систему поддержания технологической точности обо­рудования и оснастки, метрологические средства кон­троля и испытаний продукции, эффективную систе­му подготовки кадров.

Европейский фонд управления качеством. В сен­тябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм За­падной Европы подписали соглашение о создании Ев­ропейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Основные задачи Европейского Фонда управления качеством:

1) поддерживать руководство западноевропейских компаний в форсировании процесса создания ка­чества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции;

2) помогать всем сегментам западно-европейского со­общества принимать участие в деятельности по улучшению качества и укреплению культуры ев­ропейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по ка­честву, которая начиная с 1992 г. присуждается луч­шим компаниям.

Характерные особенности европейского подхода к решению проблем качества:

1) гармонизация требований национальных стандар­тов, правил и процедур сертификации;

2) законодательная основа для осуществления всех работ, связанных с оценкой и подтверждением ка­чества;

3) создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных осу­ществлять работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, ре­гистрации специалистов по качеству и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: