double arrow

Творческий метод архитектора

Обучение архитектурному проектированию способствует формированию научного и твор­ческого мировоззрения студента. Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной сре­ды и организации пространства в интересах человека и общества. Деятельность архитекто­ра должна давать новые результаты, имеющие общественное значение. Общественная зна­чимость произведения архитектуры превали­рует в оценке уровня творчества1. Проекти­рование обогащает внутренний мир студента и ведет к осознанию им социального смысла профессии.

В архитектурной школе особое место в процессе мировоззренческого становления личности занимает творческое архитектурное проектирование. В процессе архитектурного проектирования возникает необходимость соблюдения определенных правил. «Несмотря на то, что замысел сооружения относится к области искусства, что по своему существу он рождается в результате основанной на опыте интуиции, несмотря на то, что ничего нельзя достичь простой дедукцией логических рассуждений в этом искусстве, как и в любом другом, должны быть установлены общие правила» [179, 1971, № 4, с. 114].

Эти правила, прежде всего, обеспечивают в учебной архитектурно-проектной деятель­ности овладение студентом творческим мето­дом архитектора. Метод отражает повторяе­мость приемов и путей деятельности; в ме­тоде закономерности создания проектной мо­дели становятся правилами действия архитек­тора. Но метод архитектурного проектирова­ния подвержен изменениям и совершенствует­ся по мере обогащения архитектурной прак­тики. В условиях научно-технической револю­ции развитие архитектуры и градостроительст­ва сталкивается с проблемой недостаточности традиционных методов проектирования для решения нетривиальных задач, не имеющих жестко заданных условий и определенных параметров (реконструкция центров истори­ческих городов, охрана природы и ландшафта, создание комфортабельных жилых образова­ний, оптимальных систем обслуживания, мно­гофункциональных комплексов, объектов под­земной урбанистики). Требуются организаци­онная перестройка и преобразование метода, позволяющие смоделировать новый объект, не имеющий своего прямого аналога, прототи­па.

В учебно-проектной деятельности в модели­ровании объекта можно выделить четыре про­цедуры, совершаемые последовательно или параллельно.

Первая процедура — методологическая — определяет общую концепцию автора, кото­рая способствует интерпретации задания и позволяет ему ориентироваться в широком контексте задачи и целесообразно осмыслить предложенную программу проектирования. Эта процедура включает актуализацию ми­ровоззренческой установки, привлечение необходимых знаний об объекте проектиро­вания и условиях его функционирования я обществе. Это наиболее общий взгляд с позиции мировоззренческой установки содер­жит проблематизацию условий задания, выдви­жение главной цели; он определяет направле­ние анализа и выбор средств проектного моделирования при переходе к собственно проектированию.

Вторая процедура состоит в организации взаимодействия студента, педагога и проект-ной модели ■ процессе выполнения учебного задания. Здесь осуществляется влияние ре­зультатов предпроектного исследования на конструирование замысла и его выражение в проектной модели. Эта процедура учебного процесса основана на передаче опыта проект­ной деятельности от преподавателя к студенту и на обучении последнего творческому методу архитектора. Педагог-архитектор получает воз­можность непосредственно управлять ходом работы, регулировать учебный процесс, конт­ролировать результат процесса деятельности. Как показывают исследования по психологии творчества, в этом процессе можно различить этапы, уровни организации и ступени по­следовательных операций [151, с. 13].

Третья процедура содержит анализ про­межуточных результатов моделирования по критериям функциональной, конструктив­ной, экономической и технологической це­лесообразности и с точки зрения правдивости архитектурно-образного выражения содержа­ния, а также оценку взаимоотношения объекта с окружающей средой. Эта процедура состоит в вычленении в объекте различных подсистем, необходимых и достаточных связей, факто­ров, определяющих его структурную и прост­ранственную организацию. Решению этих задач способствует внедрение комплексного и проблемного методов проектирования.

Четвертая процедура содержит художест­венный синтез материала, накопленного в ходе творческого поиска и процедур анализа, позволяет видеть объект в его целостности. В результате синтетической процедуры эле­менты, оправданные с точки зрения проч­ности и пользы (вспомним триаду «польза — прочность — красота»), эстетически переос­мысливаются и находят пластическое и прост­ранственное выражение в художественном об­разе архитектурного произведения. Эта про­цедура завершает цикл проектных процедур, а ее результат содержит посылки для нового цикла разработки проектной модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: