Каков порядок формирования Чрезвычайных Вооруженных Сил ООН

объединенные вооруженные силы государств - членов Организации Объединенных Наций, создаваемые и применяемые в соответствии с Уставом ООН по решению Совета Безопасности ООН и под его руководством. Они предназначаются для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в случаях угрозы миру. нарушений мира или актов агрессии (ст. 39 Устава ООН) лишь в исключительных ситуациях, когда иные меры могут оказаться или уже оказались недостаточными (ст. 42 Устава ООН). Государства - члены ООН должны заключить особые соглашения с Советом Безопасности ООН о предоставлении в его распоряжение национальных контингентов вооруженных сил и другой военной помощи (ст. 43 Устава ООН). Совет Безопасности обладает исключительной компетенцией в решении всех вопросов, связанных с созданием и функционированием ВС ООН, в т.ч. относящихся к руководству, командованию, определению состава, численности, структуры, снабжению, финансированию и др. Ему должен оказывать помощь Военно-Штабной Комитет, находящийся в подчинении Совета Безопасности и состоящий из представителей штабов его постоянных членов. Все вопросы, связанные с ВС ООН, должны решаться с применением принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности. В практике создания и применения ВС ООН имели место неоднократные нарушения положений Устава ООН. Не были заключены особые соглашения, предусмотренные ст. 43 Устава, практически бездействует Военно-Штабной Комитет, организация и командование вооруженными силами находятся в руках Гене-рального секретаря ООН

1.Вооруженные силы ООН создаются только для принятия эффективных коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии или других нарушения мира. Они не должны использоваться в целях, противоречащих целям и принципам Организации, то есть в нарушение суверенитета государств, права народов на самоопределение, для вмешательства во внутренние дела государств, против территориальной целостности и политической независимости любого государства (ст.ст.1, 2 и 24 Устава).

2. Вооруженные силы ООН создаются и используются только по решению Совета Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. При исполнении своих обязанностей, вытекающих из этой ответственности. Совет Безопасности действует от имени и, по поручению членов организации, которые подчиняются и выполняют его решения.

3. Вооруженные силы ООН создаются Советом Безопасности только из национальных контингентов военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил государств-членов организации, предоставляемых ими в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особыми соглашениями между Советом Безопасности и государствами-членами организации.

4. Вооруженные силы ООН находятся только в распоряжении Совета Безопасности, который уполномочен для обеспечения быстрых и эффективных действий организации, составлять планы их применения и осуществлять стратегическое руководство любыми такими силами. Совет Безопасности, несущий главную ответственность за поддержание международного мира, имеет право принимать решения по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Организации, включая вопросы использования войск предоставленных в его распоряжение, командования ими и т.д.

5. Вооруженные силы ООН применяются Советом Безопасности только в исключительных случаях, когда Совет считает, что меры не связанные с использованием вооруженных сил, могут оказаться или уже оказались недостаточными для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

6. В принятии решений Советом Безопасности относительно использования вооруженных сил ООН в каждом конкретном случае могут принимать участие государства-члены организации, которые предоставили в распоряжение Совета Безопасности свои национальные контингенты для проведения совместных международных принудительных действий (ст.44).

7. Вооруженные силы ООН применяются Советом Безопасности как непосредственно, так и при помощи региональных соглашений и региональных органов. Совет Безопасности использует, где это уместно, региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. Однако никакие принудительные действия не предпринимаются, в силу этих региональных соглашений или региональными органами, без полномочий от Совета Безопасности, за исключением случаев, предусмотренных в уставе ООН (ст.53 Устава)[2].

Поскольку ни у кого не вызывает тот факт, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и, что именно ему должно принадлежать первоочередное право принимать решение о проведении такого рода операций, появилась возможность достижения взаимопонимания в этой области. Первоначально вопрос по прежнему рассматривается в Совете Безопасности, причем все государства-члены Организации Объединенных Наций могут иметь свою собственную точку зрения относительно того, что можно будет предпринять в случае, если Совет Безопасности окажется в тупике вследствие применения вето одним из его постоянных членов. Пока дело до этого не доходило и, возможно, именно такой практический подход способствовал достижению согласия между постоянными членами Совета Безопасности. Выработана также общая точка зрения относительно функций Совета Безопасности и полномочий Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций: повседневное управление силами Организации Объединенных Наций сосредоточивается в руках Генерального Секретаря, а Совет Безопасности осуществляет политический контроль за принятием наиболее важных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: