Чем консультативное заключение Международного суда ООН отличается от решения Международного суда ООН

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную Палату Международного Правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 года. Он действует в соответствии со Статутом, который в значительной степени аналогичен статуту его предшественницы и образует неотъемлемую часть Устава Организации Объединенных Наций.

Международный суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, заседающими независимо друг от друга. В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года проводятся выборы одной трети судей, и выбывающие судьи могут быть переизбраны. Члены суда являются не представителями своих правительств, а независимыми судьями.

Судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или они должны быть юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав суда также должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира..

Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию. В случае сомнений относительно юрисдикции суда этот вопрос решает сам суд.

В настоящее время действует регламент МС, принятый 14 апреля 1978 года. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к суду.

Официальными языками суда являются английский и французский языки, и все написанное или сказанное на одном языке, переводится на другой.

Суд выносит решения на основании действующих международных договоров и конвенций, международных обычаев, общих принципов права и - в качестве вспомогательного средства - на основании судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву

После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

С 1946 года МС вынес более 60 решений по спорам, касающимся, например, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки, прав, связанных с проходом, и экономических прав.

Консультативные заключения

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Кроме того, с 1946 года суд вынес более 20 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены Организации Объединенных Наций, возмещения за ущерб, понесенный на службе Организации Объединенных Наций, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции Организации Объединенных Наций, а также о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте и о законности угрозы ядерным оружием или его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: