Метод скандала

Раздувание скандала – это в любом случае рискованное мероприятие. Как считает и. о. исполнительного директора PR-агентства Corporate Communications Татьяна Москалева, «следует заранее просчитать в таких случаях возможную отдачу и риски». Идя на обострение конфликта, любая компания может быть наказана судом, запятнать свою репутацию и проч. «Конфликт может выйти из-под контроля, тем более, если в него вас втянула другая сторона»,– добавляет вице-президент PRP Group Татьяна Галкова. Но все-таки многие компании сознательно идут на риск, потому что не видят иного способа добиться своей цели. «Обычное рекламное сообщение легко забыть, а зрелище в виде скандала, эпатажной акции и проч. потребитель запомнит надолго. Историю, скандальность которой умело подогревается, человек вряд ли забудет еще и потому, что она вовлекает его в наблюдение за перипетиями этой драмы, предоставляет ему видимость выбора той или иной позиции в конфликте. Подобное происходит в кино, когда мы по заранее составленному режиссером плану становимся на сторону того или иного героя».

Первыми поняли перспективность скандала как PR-акции люди шоу-бизнеса и вообще искусства. Скандалы, драки, демонстрация владения обсценной лексикой, хамство и девиантное поведение – приносят свои дивиденды на поприще привлечения внимания аудитории к своей персоне, как в шоу-бизнесе, так и в политике.

Еще древнегреческий мыслитель Диоген, проживая в бочке и разглагольствуя о смысле жизни, эпатировал публику своим бескультурным поведением и речевым декадансом. Он мог плюнуть в лицо оппоненту, нахамить любому прохожему и отправиться «днем с огнем искать настоящего человека». К чему это привело? Сам Александр Македонский почтил Диогена своим присутствием и был покорен оригинальностью ответов грека на его вопросы.

Известен факт, что после разговора с Диогеном (которого за его эпатажные выходки прозвали «Собакой» и «взбесившимся Сократом»), властитель мира, Александр Македонский сказал, что если бы он не был Александром, то хотел бы стать Диогеном.

В качестве примера личности, повысившей уровень популярности с помощью скандала, я решила взять Рому Жёлудя.

Рома Жёлудь (англ. Roma Acorn) — популярный российский видеоблоггер, известный своими роликами на Ютубе и ВКонтакте. Ведёт твиттер Twitter RomaAcorn.

Причина успеха роликов Ромы, в общем, не вполне понятна, но школьницам он явно нравится. Смысл самих роликов также не поддаётся логическому объяснению. По мнению Ромы и его мамы, а также остальных поклонников, ролики эти сняты довольно прилично, с чувством юмора.

Помимо роликов и кучи фанатов, у Романа еще достаточно много анти-фанатов. Они сравнивают его с зарубежным певцом с непростой репутацией Джастином Бибером, называют школотой и заявляют, что творчество Жёлудя смотрят только школьники. Но, это всего лишь сплетни. На самом же деле творчество Ромы Желудя любят и почитают люди разных возрастов.

23 октября на многих сайтах СМИ появилась информация о том, что Рома Жёлудь избит, есть версия что это избиение — мистификация(с целью пиара). Согласно официальному сообществу Вконтакте Жёлудя, блоггер был жестоко избит рядом со своим домом, после чего попал в реанимацию. Мать Ромы Жёлудя сообщила, что её сын находится «в очень тяжелом состоянии» и «за его жизнь борются врачи». В то же время, согласно статье в АиФ, в дежурной части столичного ГУ МВД сообщали, что никакой информации о драке и поножовщине в районе Охотного Ряда не поступало и, соответственно, «гражданин Керимов в числе потерпевших не числится». Следом за этим и в столичной службе скорой помощи также сообщили, что никого с тяжелыми травмами с Охотного Ряда не забирали. Это дает основания считать, что избиение — мистификация с целью пиара.

В Твиттере появился хештег #РомаЖиви.

Пользователи социальных сетей активно обсуждают инцидент. Все связывают избиение с творческой деятельностью Ромы.

В СМИ инцидент озаглавили как «Русский Джастин Бибер попал в реанимацию». Это произвело большую шумиху вокруг имени Ромы Жёлудя, множество комментариев и обсуждений, что значительно повысило его популярность.

На этом примере можно увидеть благоприятное воздействие черного пиара и скандала на продвижение личности. Но для большей ясности, во второй части исследовательской работы я провела анкетирование по этой теме.

В ходе анкетирования было опрошено 50 респондентов.

Анкета:

1. Ваш пол: мужской – 13 чел. 26% опрошенных; женский – 37 чел. 74%.

2. Возраст: 14 – 18 лет – 15 чел. 30% опрошенных. 18 – 25 – 35 чел. 70%.

3. Знаете ли вы что такое «черный пиар»?

Да – 32 чел. 64%. Нет – 3 чел. 6%. Не до конца понимаю что это – 15 чел. 30%.

4. Считаете ли вы, что слухи расходятся быстрее, чем нейтральная или положительная информация?

Да – 44 чел. 88%. Нет – 6 чел. 12%.

5. Нравится ли вам получать информацию о каких-либо скандальных происшествиях связанных с известными людьми?

Да – 36 чел. 72%. Нет – 3 чел. 6%. Затрудняюсь ответить – 11 чел. 22%.

6. Если популярная личность замешана в скандале, то изменится ли ваше мнение о ней на резко негативное?

Скорее нет, чем да – 7 чел. 14%. Скорее изменится, чем нет – 2 чел. 4%. Зависит от того, в чем суть скандала – 41 чел. 82%.

7. Были ли случаи, что узнавали о личности, только после того, как она была замечена в каком-либо происшествии/скандале?

Да, были такие случаи – 12 чел. 24%. Нет – 16 чел.32%. Не помню – 22 чел. 44%.

8. Знаете ли вы кто такой Рома Жёлудь?

Да – 50 чел. 100%.

9. Знали ли вы Рому Жёлудя до его скандала с избиением?

Да – 25 чел. 50%. Нет – 8 чел. 16%. Слышал о нем, но не знал кто это – 17 чел. 34%.

10. Считаете ли вы что популярность Ромы Жёлудя возросла после истории с избиением?

Да – 48 чел. 96%. Нет – 2 чел. 4%.

11. Изменилось ли ваше мнение о нем после его избиения?

Да, в лучшую сторону – 10 чел. 20%. Да, в худшую сторону – 2 чел. 4%. Нет, не изменилось – 38 чел. 76%.

Выводы:

После проведения опроса, можно сделать следующие выводы:

· Многие из опрошенных (94%) представляют что такое «черный пиар» и знают о его существовании.

· Так же большинство (88%) согласны с тем, что негативная информация представляет для людей больший интерес, нежели нейтральная и положительная.

· Важным фактом является то, что у большинства респондентов (82%) мнение о личности, замешанной в скандале, изменится в зависимости от сути скандала.

· У 12 человек из 50 были такие случаи, что они узнавали о личности только после его участия в нашумевшем происшествии.

· В следующих двух вопросах мы выяснили, что ровно половина опрошенных выяснили кто такой Рома Жёлудь только после его участия в скандале с избиением. И 96% уверены, что эта история повысила его популярность.

· А так же у большинства человек – 76% мнение о Жёлуде никак не изменилось, а у 20% мнение о нем даже улучшилось.

Все вышесказанное еще раз показало, что «Чёрный пиар — тоже пиар».

Данная поговорка означает, что даже чёрный пиар способен в некоторых случаях принести объекту пользу. Дело в том, что при любом пиаре, в том числе и чёрном, об объекте узнают люди, которые ранее, возможно, даже не подозревали о его существовании. Таким образом, общая популярность объекта в итоге повышается.

Источники информации:

1. http://www.aif.ru/ (электронная версия газеты «Аргументы и факты»).

2. Антон Вуйма/Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только/ БХВ Петербург; СПб; 2005.

3. Ульяновский А. В. Мифодизайн: Коммерческие и социальные мифы. М.: Питер, 2005.

4. Санаев Алексей/ Русский пиар в бизнесе и политике/Издательский дом: Ось-89, 2005.

5. «О пресловутых «грязных» методах и не только…» статья http://www.33333.ru/public/dirtytekhniks.php

6. http://www.wikireality.ru/wiki/

7. https://ru.wikipedia.org/

8. http://www.youtube.com/user/RomaAcorn

9. http://www.djoen.ru/ (сайт консалтинговой компании «Стенли Соммерсби»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: