Социальная работа в России завершила этап становления и находится в активной форме развития. Большое место в деятельности социальных работников занимает консультирование.
Консультирование как один из методов технологии социальной работы занимает важное место в системе социального обслуживания. Понятие метода в научной литературе используется в двух значениях. С одной стороны, метод в социальной работе понимается как методология, наиболее общий теоретический подход к исследованию, к познанию предмета. В этом смысле метод включает закономерности, принципы, категории и понятия, составляющие основу теории социальной работы. С другой стороны, методами называют апробированные практические способы действия, дающие качественные результаты при их использовании. Именно к таким методам относятся посредничество и консультирование
В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования
Общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.
|
|
Специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.
Обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.
Договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или более людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем, при подготовке социальных прогнозов, программ и т.п.
По форме различают групповое и индивидуальное консультирование. По содержанию – конкретное и программное. В практике социальной работы находят применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано их сочетание.
Конкретное консультирование осуществляется тогда, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. При том, как правило, происходит не только передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому по-своему увидеть волнующую его проблему, но и осуществить поддержку клиента. На практике нередко возникают обстоятельства, когда необходимо оказать морально-психологическую помощь для воплощения уже имеющегося знания в практическое действие.
|
|
Программное консультирование – это двухсторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Здесь акцент делается не на личностной проблеме, а на способах обеспечения реальности мероприятий в планах социальных учреждений.
Есть еще одна форма консультирования – сочетание конкретного и программного подходов. Специалист социальной работы начинает консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных клиентов. Но в ходе консультирования консультант оперативно использует получаемые данные, информацию, конкретные результаты, обобщает их и переключает внимание на решение программных или структурных проблем, относящихся к данной категории клиентов в целом
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:
необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента;
необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов;
при всех равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают, не принимают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является главной задачей специалиста социальной работы.