КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Планы семинарских занятий
для студентов очного отделения специальности
«Государственное и муниципальное управление»
Пермь, 2011
Автор - составитель: кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и истории ПГТУ Ю.Г. Белоногов.
Планы семинарских занятий разработаны в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
Планы семинарских занятий предназначены для изучения учебной дисциплины «Конфликтология» студентами V курса очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление».
Планы семинарских занятий содержат:
- программу курса с разбивкой по темам;
- вопросы для подготовки к зачету;
- требования и рекомендации по выполнению исследовательских работ;
- список основной и дополнительной литературы.
Планы семинарских занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры государственного управления и истории Пермского государственного технического университета (протокол № 1 от «29» августа 2011 г.).
|
|
© Пермский государственный
Технический университет
Содержание
Введение 4
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания программы
по дисциплине «Конфликтология» 6
Программа курса «Конфликтология» 6
Учебно-методическое обеспечение курса 10
Семинар 1. Эволюция конфликтологической мысли 14
Семинар 2. Конфликты и их развитие 16
Семинар 3. Методы диагностики и профилактики конфликта.
Стратегии разрешения конфликта 20
Семинар 4. Переговоры как способ урегулирования конфликта 23
Семинар 5. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных
трудовых споров. Забастовка как крайняя форма трудового конфликта 26
Семинар 6. Разрешение конфликта интересов на государственной гражданской и
муниципальной службе 29
Исследовательская работа 34
Примерная тематика исследовательских работ 34
Структура исследовательской работы 35
Требования к оформлению исследовательской работы 37
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 11
Структура контрольной работы 12
Требования к оформлению контрольной работы 13
Вопросы для подготовки к зачету 38
Приложения 40
Введение
Место дисциплины в системе подготовки профессионального менеджера
История развития человечества была не отделима от конфликта как важной формы социальных взаимоотношений. За свою деятельность человечество накопило огромный опыт как в развязывании, так и разрешении конфликтов – от межличностных ссор до мировых войн. Научное осмысление данного опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования - конфликтологии.
|
|
Изучение специализированного курса «Конфликтология» имеет познавательное значение. Современный менеджер-управленец должен обладать не только достаточными теоретическими знаниями, чтобы уметь определять их истинные причины и мотивы, ориентироваться в формах протекания конфликта, но и иметь представление о стратегиях их разрешения и нормативно-правовой базе урегулирования.
Включение данной дисциплины в учебный план для подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления имеет не только теоретико-методологическое значение, но и ярко выраженную прикладную направленность. Конфликтология должна помочь современным менеджерам и руководителям принимать надлежащие меры для профилактики и разрешения конфликтов, дать возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, применять оптимальные варианты разрешения конфликтных ситуаций, находить наиболее эффективные способы воздействия на участников конфликтного противоборства. В этом состоит теоретическая и практическая основа искусства управления конфликтами, без чего не возможна квалифицированная управленческая деятельность.
Целями изучения дисциплины являются:
· приобщение к профессиональной культуре менеджера через овладение алгоритмом управления конфликтом;
· воспитание политической, межэтнической толерантности;
· адаптация к социокультурному пространству современной России.
Задачами изучения дисциплины являются:
· формирование системы знаний о типах и видах конфликтов, их функциях и динамике, средствах диагностики и способах разрешения конфликтов;
· раскрытие основ современной теории и практики в сфере профилактики и управления социальными (межличностными, групповыми, организационными) конфликтами;
· знакомство с возможностями и способами разрешения конфликтных ситуаций в системе государственного и муниципального управления;
· овладение приемами и навыками, необходимыми для самостоятельного использования на практике методик управления конфликтами.
В результате изучения дисциплины «Конфликтология» студент должен:
1.1. знать
· содержание основных конфликтологических концепций;
· теоретические основы урегулирования и разрешения конфликтов;
· содержание методик диагностики и профилактики конфликта;
1.2. понимать логику и динамику развития конфликта, специфику конфликтов на разных ступенях социальной организации;
1.3. иметь целостное представление о нормативно-правовой базе урегулирования конфликтов на государственной гражданской службе;
2. уметь
· определять объект, предмет, причины, типологию и функции конфликта;
· выявлять прямых и косвенных участников конфликта, их объективные и субъективные интересы;
· составлять графическую карту конфликта;
3.1. использовать приобретенные знания и умения в практической ситуационной деятельности для
· прогнозирования возможных последствий конфликтов;
· принятия необходимых мер по профилактике конфликтов;
· определения и применения оптимальных методов разрешения конфликтов в производственной, общественной и политической сферах;
· ведения переговорного процесса в качестве посредника-медиатора;
3.2. иметь навыки квалифицированного управления развитием конфликтов.