Место дисциплины в системе подготовки профессионального менеджера

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Планы семинарских занятий

для студентов очного отделения специальности

«Государственное и муниципальное управление»

Пермь, 2011


Автор - составитель: кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и истории ПГТУ Ю.Г. Белоногов.

Планы семинарских занятий разработаны в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

Планы семинарских занятий предназначены для изучения учебной дисциплины «Конфликтология» студентами V курса очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление».

Планы семинарских занятий содержат:

- программу курса с разбивкой по темам;

- вопросы для подготовки к зачету;

- требования и рекомендации по выполнению исследовательских работ;

- список основной и дополнительной литературы.

Планы семинарских занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры государственного управления и истории Пермского государственного технического университета (протокол № 1 от «29» августа 2011 г.).

© Пермский государственный

Технический университет


Содержание

Введение 4

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания программы

по дисциплине «Конфликтология» 6

Программа курса «Конфликтология» 6

Учебно-методическое обеспечение курса 10

Семинар 1. Эволюция конфликтологической мысли 14

Семинар 2. Конфликты и их развитие 16

Семинар 3. Методы диагностики и профилактики конфликта.

Стратегии разрешения конфликта 20

Семинар 4. Переговоры как способ урегулирования конфликта 23

Семинар 5. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных

трудовых споров. Забастовка как крайняя форма трудового конфликта 26

Семинар 6. Разрешение конфликта интересов на государственной гражданской и

муниципальной службе 29

Исследовательская работа 34

Примерная тематика исследовательских работ 34

Структура исследовательской работы 35

Требования к оформлению исследовательской работы 37

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 11

Структура контрольной работы 12

Требования к оформлению контрольной работы 13

Вопросы для подготовки к зачету 38

Приложения 40


Введение

Место дисциплины в системе подготовки профессионального менеджера

История развития человечества была не отделима от конфликта как важной формы социальных взаимоотношений. За свою деятельность человечество накопило огромный опыт как в развязывании, так и разрешении конфликтов – от межличностных ссор до мировых войн. Научное осмысление данного опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования - конфликтологии.

Изучение специализированного курса «Конфликтология» имеет познавательное значение. Современный менеджер-управленец должен обладать не только достаточными теоретическими знаниями, чтобы уметь определять их истинные причины и мотивы, ориентироваться в формах протекания конфликта, но и иметь представление о стратегиях их разрешения и нормативно-правовой базе урегулирования.

Включение данной дисциплины в учебный план для подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления имеет не только теоретико-методологическое значение, но и ярко выраженную прикладную направленность. Конфликтология должна помочь современным менеджерам и руководителям принимать надлежащие меры для профилактики и разрешения конфликтов, дать возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, применять оптимальные варианты разрешения конфликтных ситуаций, находить наиболее эффективные способы воздействия на участников конфликтного противоборства. В этом состоит теоретическая и практическая основа искусства управления конфликтами, без чего не возможна квалифицированная управленческая деятельность.

Целями изучения дисциплины являются:

· приобщение к профессиональной культуре менеджера через овладение алгоритмом управления конфликтом;

· воспитание политической, межэтнической толерантности;

· адаптация к социокультурному пространству современной России.

Задачами изучения дисциплины являются:

· формирование системы знаний о типах и видах конфликтов, их функциях и динамике, средствах диагностики и способах разрешения конфликтов;

· раскрытие основ современной теории и практики в сфере профилактики и управления социальными (межличностными, групповыми, организационными) конфликтами;

· знакомство с возможностями и способами разрешения конфликтных ситуаций в системе государственного и муниципального управления;

· овладение приемами и навыками, необходимыми для самостоятельного использования на практике методик управления конфликтами.

В результате изучения дисциплины «Конфликтология» студент должен:

1.1. знать

· содержание основных конфликтологических концепций;

· теоретические основы урегулирования и разрешения конфликтов;

· содержание методик диагностики и профилактики конфликта;

1.2. понимать логику и динамику развития конфликта, специфику конфликтов на разных ступенях социальной организации;

1.3. иметь целостное представление о нормативно-правовой базе урегулирования конфликтов на государственной гражданской службе;

2. уметь

· определять объект, предмет, причины, типологию и функции конфликта;

· выявлять прямых и косвенных участников конфликта, их объективные и субъективные интересы;

· составлять графическую карту конфликта;

3.1. использовать приобретенные знания и умения в практической ситуационной деятельности для

· прогнозирования возможных последствий конфликтов;

· принятия необходимых мер по профилактике конфликтов;

· определения и применения оптимальных методов разрешения конфликтов в производственной, общественной и политической сферах;

· ведения переговорного процесса в качестве посредника-медиатора;

3.2. иметь навыки квалифицированного управления развитием конфликтов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: