Личностный конструкт – это построеная (constructed) идея или мысль, которую человек использует, чтобы объяснить (construe) или предсказать аспект действительности в терминах схожести и контраста. Например, событие «хорошее-плохое» (два противоположных полюса). Для формирования конструкта необходимо три элемента в пределах одного и того же контекста: два должны быть похожими друг на друга, а третий — отличаться от этих двух.
Многочисленные исследования показали, что в среднем распределение элементов по полюсам конструкта колеблется вокруг отношения 62/38 на положительном и отрицательном полюсах соответственно, что в точности совпадает с так называемым золотым сечением. Соотношение устанавливается в среднем уже к 15 годам. Из 3800 слов, которыми испытуемые описывали своих знакомых только 26% слов использовались более чем одним человеком.
Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (при работе с глухонемыми используются жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.
Свойства конструктов:
o относительная степень проницаемость-непроницаемость: проницаемый открыт для объяснения новых явлений и опыта; непроницаемый больше никогда не измениться.
o диапазон применимости включает в себя все события, при которых применим.
o фокус применимости — те явления в рамках диапазона применимости, к которым наиболее применим.