Теория социального обучения (Бандуры)

18. Окт, 2010

С точки зрения Альберта Бандуры (канадский украинец/поляк), внутренняя реальность (психоаналитические теории), состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить колебания поведения в различных ситуациях. После этогорадикальный бихевиоризм Скинера объяснял человека только как продукт окружения и был уж сильно радикальным. В 1969 году Бандура выдвинул свою теорию личности, названую теорией социального обучения.

o Поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Люди формируют окружение, а окружение одновременно формирует людей.

o Причины функционирования человека можно понять в терминах непрерывного взаимодействия (1) поведения/соматики, (2) познавательной/когнитивной сферы и (3) окружения/социума. Тот компонент, который в данный конкретный момент времени оказывается сильнее подчиняет остальные два.

o Человек постоянно реагирует на внешние влияния, но не пассивно, а проактивно. Высшие интеллектуальные способности (например оперирование символами) дают мощное средство воздействия на окружение.

o Поведение регулируется последствиями: полагаемся на полученную (наблюдая или читая, или слыша о поведении других) информацию о результатах действий/бездействия и приходим к решению. Действуем согласно образам из своей памяти/воображения. Можем решать проблемы, не обращаясь к действительному поведению проб и ошибок.

o Новое поведение у конкретного человека появляться (и при отсутствии внешнего подкрепления!) благодаря наблюдению и имитации модели. Мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают (поиск причины-следствия).

o При помощи процессов моделирования извлекаем общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируем для себя правила поведения. Наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символическиеобразы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Определённые навыки невозможно кратко описать символьным способом (езда на велосипеде, ходьба, игра на музыкальных инструментах) и им куда проще научится через наблюдение. В дополнение к копированию путем моделирования можно выстроить (придумать) и новое поведение.

o Не всё научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.

Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Любая проблема становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее.

Наблюдая, дети учатся – неважно, доставляет это им удовольствие или нет – делать повседневную домашнюю работу или играть в определенные игры. Также через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми.

Люди, с которыми мы регулярно общаемся и которые «на виду», определяют типы поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее полно. Внутри любой социальной группы есть те, кто привлекает к себе большее внимание, чем другие. Кроме того внимание к модели также регулируется ее личной привлекательностью для нас. Тем самым хотим мы или нет, но становимся похожи на тех с кем чаще всего проводим время.

Я могу! (достижения по Бандуре)

18. Окт, 2010

Согласно Альберту Бандуре функции саморегуляции создаются и часто поддерживаются влиянием окружения. Мы используем цикл:

Самонаблюдение  
Самооценка Относительное сравнениесебя с похожими людьми / групповыми стандартами / своим поведением из прошлого.
Самоответ Повышение нормы поведения после успеха ипонижение их, чтобы приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач.

Мои поступки, соответствующие внутренним установленным нормам, считаются позитивными (удовлетворение, гордость), а не соответствующие – негативными (самокритика: проступок –> внутренний дискомфорт –> самонаказание –> облегчение).

Cамонаказание избавляет от внутреннего дискомфорта и дурных предчувствий, которые могут длиться дольше и переноситься более тяжело, чем само наказание. Чрезмерное или длительное самонаказание, основанное на излишне строгих нормах самооценки, может вызвать хроническую депрессию, апатию, ощущение никчемности и отсутствия цели!

То есть, поведение регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда мы устанавливаем (в воображении) для себя планку достижений, сами оцениваем себя и поощряем или наказываем себя за ее достижение, превышение или неудачу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: