Методические требования к организации выполнения курсовой работы

Основные этапы выполнения курсовой работы:
выбор темы;

подбор и изучение литературы (нормативно-правовых актов, монографической литературы, статей и т. п.), а также при необходимости практических материалов;

составление плана курсовой работы;

написание курсовой работы;

представление курсовой работы на кафедру для регистрации, научному руководителю на проверку, получение замечаний и их устранение.

Закрепление темы курсовой работы за обучающимся производится в начале учебного семестра, в котором учебным планом планируется ее выполнение или в начале изучения дисциплины и проведения научных исследований в форме написания рефератов, подготовки докладов и статей.

Выбранная тема регистрируется руководителем с тем, чтобы избежать повторения тем.

После закрепления темы курсовой работы и изучения литературы, а также материалов практических источников обучающийся приступает к составлению плана курсовой работы. План может быть простым или сложным (см. Приложение 2). Простой план предусматривает перечень лишь основных разделов. Сложный план предполагает наличие разделов, каждый из которых включает в себя несколько подразделов (параграфов), и т. д.

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить чет­кость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд.

При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана — повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

План согласовывается с научным руководителем.

Курсовая работа, как правило, имеет следующую структуру:
титульный лист (см. Приложение 1);

оглавление;

введение;

основная часть из 3-5 вопросов (см. Приложение 3);

заключение;

список литературы;

приложения;

бланк рецензии (по образцу см. Приложение 4).

Во введении указываются актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в том числе определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются использованные автором практические материалы и структура работы.

Основная часть работы может содержать несколько разделов, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные обучающимся наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от направления подготовки (специальности) и темы работы.

Разделы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы, к которым пришел автор, и рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Библиографический список включает в себя:
нормативно-правовые акты;

научную литературу и материалы периодической печати;

практические материалы (например, материалы судебной, следственной практики).

В библиографический список включаются источники, изученные обучающимся в процессе подготовки курсовой работы, в том числе те, на которые он ссылается по тексту пояснительной записки. Список литературы составляется с учетом общепринятых правил оформления.

Именно на этом этапе проявляются умения и навыки обучаемых ис­кать, находить, отбирать и систематизировать необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача - найти наибольшее количество объективно существую­щей и реально доступной информации научного, справочного и норма­тивного характера. Это показатель научной грамотности и добросове­стности курсовой работы.

Приложения к работе могут быть представлены в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, фотоснимков, аналитических справок и т. п.

Текстовая часть курсовой работы представляется, как правило, в компьютерном варианте (распечатка). Размер шрифта 13-14 (Times New Roman). Текст печатается с полуторным интервалом на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (А4). Страницы должны иметь поля: левое — 30 мм, правое - 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее - 25 мм. Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Номер страницы располагается на середине верхнего поля.

Объем курсовой работы должен составлять примерно 30-40 страниц машинописного текста, не считая приложений.

Cхемы по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабу должны соответствовать принятым стандартам.

При использовании в тексте курсовой работы цитат, положений, заимствованных из литературы, обучающийся обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на источник (плагиат) не допускается.

Практические материалы курсовой работы подразделений органов уголовно-исполнительной системы, иных учреждений, организаций, использованные обучающимся в курсовой работе, располагаются в приложениях, которые нумеруются по мере упоминания по тексту.

Завершенная курсовая работа представляется на рецензию научному руководителю.

Курсовая работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается обучающемуся для доработки, при этом указываются ее недостатки и даются рекомендации по их устранению.

Для руководства курсовой работой обучающегося назначается руководитель из числа профессорско-преподавательского состава кафедры в соответствии с планируемой нагрузкой.

В обязанности научного руководителя входит:

проведение консультаций по методике написания курсовой работы и по ее содержанию;

контроль за ходом выполнения графика и своевременным представлением работы на кафедру.

Обучающимся предоставляется право выбора темы курсовой работы. Выбранная тема обсуждается с научным руководителем.

Обучающийся обязан регулярно посещать консультации научного руководителя в соответствии с планом выполнения работы (проекта), представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане разделов, устранять указанные руководителем недостатки.

Защита курсовой работы обучающимся проводится индивидуально.

Свою курсовую работу обучающийся защищает перед научным
руководителем. Научный руководитель может пригласить на защиту других преподавателей кафедры.

Если научный руководитель по объективным причинам не может принимать защиту (болезнь, командировка и другие причины), начальник кафедры вправе поручить защиту другому преподавателю. В этом случае на защите обязательно присутствие начальника кафедры (председателя методической секции, предметно-методической комиссии).

Обучающийся на защите должен быть готов:

к краткому изложению основного содержания курсовой работы, результатов исследования;

собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам курсовой работы;

ответу на дополнительные и уточняющие содержание курсовой работы вопросы.

По результатам защиты курсовой работы обучающемуся
выставляется дифференцированный зачет (зачет с оценкой) по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Научный руководитель, принимающий защиту (или лицо, его заменяющее), проставляет оценку на титульном листе курсовой работы, в ведомости и заверяет ее своей подписью.

При получении неудовлетворительной оценки обучающийся обязан повторно выполнить курсовую работу по новой теме или переработать прежнюю в срок, устанавливаемый кафедрой.

Защита курсовых работ, в том числе и повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии.

Обучающийся, не защитивший в установленный срок курсовую работу, к экзаменационной сессии не допускается.

Если обучающийся не смог представить курсовую работу к защите в установленный срок по уважительной причине (болезнь и др.), то в этом случае вопрос о допуске решается в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний от 5 июля 2011 г. № 7-12413-01.

Защита курсовых работ слушателями (студентами) заочной формы обучения проводится во время экзаменационной
сессии согласно графику учебного процесса. Срок и место защиты определяется в соответствии с расписанием. Слушатель должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом, кратко и убедительно излага­ет содержание работы, делает обзор использованной науч­ной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Выслушав автора, преподаватель задает вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик.

Ознакомившись с отзывом рецензентанакурсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процес­се защиты вопросы, преподаватель указывает на допущенные недостатки. Оценка выставляется с учетом качества выполненной ра­боты и результатов ее защиты.

В случае если курсовая рабо­та оценена на "неудовлетворительно" слушатель должен подготовить ра­боту заново по той же самой теме или другой, по согласованию с научным руководителем и, пройти вновь процедуру защиты.

Слушатели, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, счи­таются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестрового экзамена.

Итоги выполнения курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры.

После защиты курсовая работа сдается на кафедру и регистрируется в специальном журнале. Курсовая работа хранится на кафедре три года, затем может быть уничтожена по акту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: